Варианты проведения пальчиковой игры на тему «Семья» в разных возрастных группах детсада
Пальчиковая игра «Семья» — несложный, но в то же время эффективный способ тренировки моторики рук у дошкольников. Занятие только кажется примитивным, в действительности при совершении активных действий пальцами и кистями рук у ребенка активизируются мозговые отделы, ответственные за речевое, интеллектуальное и творческое развитие. Проводить пальчиковые занятия на тему семьи рекомендуется уже со 2 младшей группы детского сада, когда малыши знакомятся с устройством социума и семейным укладом. Играть с ребятами могут и воспитатели в детских садах, и родители в домашних условиях.
Содержание
Цель пальчиковой игры «Семья»
Цель пальчикового занятия — совершенствование мелкой моторики, знакомство с семьей как общественным явлением, привитие уважительного отношения к родственникам.
Задачи:
- развитие мускулатуры кистей и пальцев, улучшение координации движений рук;
- запоминание правильных названий членов семьи;
- воспитание доброго и уважительного отношения к родным людям, правильного поведения внутри семьи;
- совершенствование концентрации внимания, сосредоточенности, памяти;
- развитие зрительного и слухового внимания, умения воспринимать и анализировать речевую информацию, подражать чужим действиям.
Пальчиковые игры в детском саду остаются важнейшим методом развития моторики у детей. Более эффективных и одновременно увлекательных, веселых, эмоционально наполненных способов не существует. Пальчиковая игра является как бы отображением объектов и явлений окружающего мира, для дошкольников она становится способом подробнее и полнее познакомиться с разными сторонами человеческой жизни, с природой, вещами. Дошколята, с которыми родители и педагоги регулярно занимались пальчиковой гимнастикой, приходят в 1-ый класс школы более развитыми в интеллектуальном и речевом плане, чем сверстники, им лучше дается освоение письма.
Проведение пальчиковой игры не представляет сложности: педагог неторопливо и четко произносит стихотворный текст, при этом осуществляет руками несложные движения, соответствующие смыслу текста. А воспитанники повторяют эти движения за педагогом.
Пальчиковая гимнастика «Семья» в подготовительной группе
В лесу темном и дремучем — ребята поднимают руки над своей головой, начинают ими свободно размахивать в любые стороны, имитируя качающиеся лесные деревья;
Живет семья магов могучих. — сцепляют руки крепко в «замочек»;
У них есть дом кирпичный, — складывают руки «треугольником» над головой, имитируя крышу дома;
С трубою крыша черепичная. — складывают руки в кулачки, затем вертикально поднимают указательные пальцы, показывая образ трубы;
А из трубы той кольца дыма — соединяют кончики указательных и больших пальцев, показывая обеими руками символы «ok»;
Выходят: пим-пим-пим. — несколько раз щелкают пальчиками обеих рук.
Пальчиковая гимнастика «Семья» в старшей группе
Много мамочек на свете, — дошколята горизонтально расставляют руки в противоположные стороны;
Всех их крепко любят дети! — обхватывают руками собственные плечи, словно стараются обнять себя;
Воспитатель, инженер, — сгибают правые большой и указательный пальчики;
Доктор, милиционер, — правые средний и безымянный;
Повар, продавец, учитель, — правый мизинец, за ним левые большой и указательный пальцы;
Тренер, почтальон, строитель. — последними сгибают левые средний, безымянный, мизинец;
Много дел у мам на свете, — сцепляют руки, формируя «замочек»;
Но важнее всего дети! — поднимают руки с распростертыми ладошками над головой.
Пальчиковая гимнастика «Семья» в средней группе
Мама, папа, братец, я — дошколята несколько раз то сжимают кулаки, то расслабляют ладошки;
Вот мы — дружная семья! — сильно сцепляют руки в «замочек»;
Все счастливо проживаем,
Друг другу в доме помогаем. — опять несколько раз сжимают и разжимают кулаки;
У меня есть папочка, — выставив перед собой кулачки, сначала разжимают большие пальчики;
У меня есть мамочка, — следом указательные;
Вот мой дедуля, — средние;
Вот моя бабуля, — безымянные;
Братик тоже у меня, — разгибают мизинчики;
А у них — хороший я. — делают сильный однократный хлопок в ладоши;
Это все моя семья! — снова сцепляют руки в крепкий «замочек».
Пальчиковая игра «Семья» в младшей группе
Наша дружная семейка — ребята делают несколько громких хлопков в ладоши;
Раз расселась на скамейке. — выставляют руки перед собой, сжимают их в кулачки;
Первой села мамочка, — далее дошколята начинают разгибать поочередно пальчики на обеих руках, первыми распрямляют большие;
Рядом — строгий папочка, — за ними разгибают указательные пальчики;
Дальше братик и сестрица. — следом средние и безымянные;
А где же мне расположиться? — последними разгибают мизинцы на обеих руках.
Спасибо за материал. Обучение в такой форме нравится малышам. Используем, как физминутки.