«Часы» – игра, обучающая дошкольников определению времени по циферблату
Дидактическая игра «Часы» предназначена для дошкольников старшей возрастной группы, может использоваться при домашнем обучении. Дети, готовящиеся пойти в школу, уже должны без затруднений определять, какое время показано на циферблате. Такой навык повышает их самостоятельность и организованность, помогает эффективно составлять режим дня.
Дидактическая игра «Часы»
Играют дети 5-6-летнего возраста.
Цель дидактической игры «Часы» – обучение ориентации во времени, умению определять часы и минуты на классическом циферблате.
Задачи:
- ознакомление с терминами «минута», «часовая и минутная стрелки», циферблат»;
- уточнение и расширение представления о времени;
- обучение ориентации во времени;
- формирование навыка подсчета минут, фиксирования значений с помощью стрелок на циферблате;
- расширение кругозора;
- улучшение речевых навыков и моторики пальцев рук;
- развитие наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, логически мыслить.
Для дидактической игры по часам необходимо вырезать из плотного материала классический круглый циферблат, приклеить цифры, прикрепить подвижные часовую и минутную стрелки. Также подготовить карточки с цифровым начертанием времени и небольшие картинки, изображающие разные дела дошкольника дома.
Варианты игры
На подготовительном этапе дидактической игры «Часы и время» педагог рассказывает воспитанникам, что короткая стрелка называется часовая, а длинная – минутная, показывает смену минут. Объясняет, что между двумя цифрами часового круга помещается 5 минут. После этого детям будет несложно понять, какой отрезок на круге занимают полчаса, четверть.
Воспитатель располагает стрелки в определенной позиции, предлагает детям сказать, какое время показано. Получив правильный ответ, передвигает стрелки, снова задает вопрос.
С помощью циферблата можно давать детсадовцам разнообразные интересные задания:
- Воспитатель раскладывает карточки с цифрами лицевой стороной вниз. Открывает каждую поочередно, а дети должны правильно установить стрелки на аналогичное время.
- Педагог раскладывает карточки лицевой стороной вверх, задает значение на циферблате. Игроки должны отыскать аналогичное время на одной из карточек.
- Воспитатель демонстрирует участникам карточку. Просит передвинуть стрелки так, чтобы они показывали на полчаса раньше или позже, чем указано (или на 15 минут, или на какое-либо другое количество минут).
- Педагог просит воспитанников рассмотреть картинки, изображающие домашние дела, рассказать, когда в течение дня они занимаются каждым из дел, соответственно передвинуть стрелки.
- Можно сделать 3 циферблата. Установить определенное время, на каждом разное. Назвать сколько-то часов и минут, попросить детей выбрать из трех вариантов тот, что показывает названое значение.
В завершение можно предложить детям творческое задание «Подбери узор для часов», чтобы они красиво оформили циферблат. Также можно поиграть в вопросы-ответы. Например: «Маша села кушать в час дня, через 20 минут встала из-за стола. Скажите, когда обед закончился?».