«Часы» – игра, обучающая дошкольников определению времени по циферблату

Дидактическая игра «Часы» предназначена для дошкольников старшей возрастной группы, может использоваться при домашнем обучении. Дети, готовящиеся пойти в школу, уже должны без затруднений определять, какое время показано на циферблате. Такой навык повышает их самостоятельность и организованность, помогает эффективно составлять режим дня.

Дидактическая игра «Часы»

Играют дети 5-6-летнего возраста.

Цель дидактической игры «Часы» – обучение ориентации во времени, умению определять часы и минуты на классическом циферблате.

Задачи:

  • ознакомление с терминами «минута», «часовая и минутная стрелки», циферблат»;
  • уточнение и расширение представления о времени;
  • обучение ориентации во времени;
  • формирование навыка подсчета минут, фиксирования значений с помощью стрелок на циферблате;
  • расширение кругозора;
  • улучшение речевых навыков и моторики пальцев рук;
  • развитие наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, логически мыслить.

Для дидактической игры по часам необходимо вырезать из плотного материала классический круглый циферблат, приклеить цифры, прикрепить подвижные часовую и минутную стрелки. Также подготовить карточки с цифровым начертанием времени и небольшие картинки, изображающие разные дела дошкольника дома.

Варианты игры

На подготовительном этапе дидактической игры «Часы и время» педагог рассказывает воспитанникам, что короткая стрелка называется часовая, а длинная – минутная, показывает смену минут. Объясняет, что между двумя цифрами часового круга помещается 5 минут. После этого детям будет несложно понять, какой отрезок на круге занимают полчаса, четверть.

Воспитатель располагает стрелки в определенной позиции, предлагает детям сказать, какое время показано. Получив правильный ответ, передвигает стрелки, снова задает вопрос.

С помощью циферблата можно давать детсадовцам разнообразные интересные задания:

  1. Воспитатель раскладывает карточки с цифрами лицевой стороной вниз. Открывает каждую поочередно, а дети должны правильно установить стрелки на аналогичное время.
  2. Педагог раскладывает карточки лицевой стороной вверх, задает значение на циферблате. Игроки должны отыскать аналогичное время на одной из карточек.
  3. Воспитатель демонстрирует участникам карточку. Просит передвинуть стрелки так, чтобы они показывали на полчаса раньше или позже, чем указано (или на 15 минут, или на какое-либо другое количество минут).
  4. Педагог просит воспитанников рассмотреть картинки, изображающие домашние дела, рассказать, когда в течение дня они занимаются каждым из дел, соответственно передвинуть стрелки.
  5. Можно сделать 3 циферблата. Установить определенное время, на каждом разное. Назвать сколько-то часов и минут, попросить детей выбрать из трех вариантов тот, что показывает названое значение.

Изучаем время

Время на часах

Какое время показывают часы

В завершение можно предложить детям творческое задание «Подбери узор для часов», чтобы они красиво оформили циферблат. Также можно поиграть в вопросы-ответы. Например: «Маша села кушать в час дня, через 20 минут встала из-за стола. Скажите, когда обед закончился?».

Ребенок с часами