Дидактические игры на тему «Дорожные знаки» для старших дошкольников

Дидактическая игра «Дорожные знаки» — средство формирования у дошкольников представлений о важности и назначении знаков на дороге. На занятиях дети учатся безопасному и корректному поведению в качестве пешеходов. Игры предназначены для старшей возрастной группы, формируют базовые знания по ОБЖ, которые пригодятся школьникам в начальных классах.

Угадай знак

Цель игры, предназначенной для средней группы, — закрепление навыка визуального различения дорожных знаков, воспитание желания пользоваться своими знаниями в повседневности.

Для игры подготовьте карточки, изображающие знаки разных категорий: запрещающие, указательные, предупреждающие, сервисные. Переверните их лицевой стороной вниз. Каждый воспитанник по очереди берет карточку наугад, не показывает изображение товарищам, а словесно его описывает. Задача остальных игроков — догадаться, о чем идет речь.

Группы дорожных знаков

Знаки сервиса

Указательные знаки

Путаница

Для игры требуется комплект дорожных изображений и визуальные ориентиры для разных категорий знаков. Играют 4 ребенка. Попросите их выбрать себе категорию: запрещающие, указательные, предупреждающие, сервисные. Затем распределить изображения в соответствии с категориями. Распределив картинки, игроки перечисляют знаки, объясняют, почему внесли их в свою категорию.

Что лишнее?

Разложите дорожные обозначения в несколько рядов по 4 штуки в каждом: 3 картинки должны принадлежать одной категории, а четвертая — другой. Игроки должны внимательно рассмотреть ряды, назвать лишнюю картинку, аргументировать свое мнение.

Какой знак лишний

Какой дорожный знак лишний

Дорожные знаки

Цель дидактической игры «Дорожные знаки» — закрепление знаний о правилах дорожного движения и навыка визуального различения символов на дороге.

Игра проводится в форме лото. Для нее необходимо подготовить игровые поля, изображающие части городских улиц и точки установки дорожных обозначений, а также небольшие картинки этих знаков.

Перед игрой воспитанники должны порассуждать на следующие вопросы:

  • какие знаки существуют на дороге;
  • зачем они нужны;
  • в каких местах на городских улицах они установлены.

Предложите воспитанникам выбрать игровое поле, внимательно его рассмотреть. Показывайте игрокам маленькие картинки дорожных обозначений. Дети должны смотреть, если ли аналогичные изображения на их игровом поле. Если есть, то называют знак, прикладывают его к соответствующему изображению на поле. Побеждает игрок, быстрее товарищей и правильно собравший картинки.

Макет дороги

Собери дорожный знак

Дидактическая игра «Собери дорожный знак» закрепляет представление о визуальных особенностях и назначении символов на дороге, учит дошкольников плоскостной ориентации, анализу и составлению, развивает зрительное восприятие, концентрацию внимания и мыслительные способности. Для игры подготовьте комплект парных изображений знаков: одна картинка будет образцом, вторая — для разрезания.

Разрезные картинки дорожных знаков

Расскажите воспитанникам, что к ним обратились за помощью жители волшебного города. У них построена новая улица с домами и дорогами, вот только пока нет дорожных знаков. Волшебные горожане просят помочь им сделать символы. Затем раздайте игрокам разрезанные картинки, которые они должны собрать по образцу с дальнейшим объяснением, что у них получилось.

Назови знак

Игра, закрепляющая представления о правилах дорожного движения, предназначена для подготовительной группы. Она формирует навык классификации объектов, развивает концентрацию внимания и любознательность, воспитывает желание соблюдать правила движения в повседневности. Для игры подготовьте карточки, изображающие дорожные знаки, объемный макет, включающий пару пересекающихся улиц со светофорами, игрушечные машинки и маленьких кукол, которые будут изображать пешеходов.

Объемный макет дороги

Перед игрой устройте беседу. Спросите воспитанников, кем они становятся, когда выходят из дома, идут по улице в детский сад, переходят дорогу, ждут на остановке автобус. Дети должны ответить, что они пешеходы. Далее спросите, кем становятся воспитанники, когда садятся в подошедший автобус. Они должны ответить, что пассажирами. Поинтересуйтесь, что должны соблюдать пешеходы и пассажиры, чтобы с ними на дороге не приключились неприятности. Правильный ответ — правила дорожного движения. А помогают соблюдению этих правил дорожные обозначения.

Дети рассаживаются за столом. Каждый получает большое игровое поле с пустыми ячейками. В середину стола положите карточки, изображающие дорожные знаки. Каждый игрок по очереди берет карточку, говорит, что на ней изображено. Если он отвечает правильно, то забирает карточку, кладет в свободную ячейку своего поля. Если нет, то отдает карточку ведущему. Побеждает игрок, первым заполнивший все ячейки игрового поля.

На втором этапе игры дети подходят к макету улиц, внимательно их рассматривают. Спросите у воспитанников, чего не хватает на улицах. Дети отвечают, что дорожных знаков. Попросите воспитанников разложить изображения на макете. Когда дети сделают все правильно, то берут игрушечные машинки и кукол, играют на макете в водителей и пешеходов.

Макет улицы

Знаки дорожного движения

Игра предназначена для старшей группы, учит различать дорожные знаки, расширяет представления о правилах поведения пешеходов и автомобилистов, пополняет индивидуальный тематический словарь.

Для игры подготовьте 9 крупных кубиков, на каждой стороне которых должен быть изображен определенный дорожный знак. Всего должно быть 54 изображения, что относятся к 6 категориям.

1 категория — запрещающие:

  • запрет поворота направо;
  • запрет поворота налево;
  • запрет велосипедного движения;
  • запрет пешеходного движения;
  • запрет любого движения;
  • нельзя обгонять на грузовом транспорте;
  • движение невозможно;
  • обгонять нельзя;
  • въезжать нельзя.

2 категория — предупреждающие:

  • дети;
  • лесные животные;
  • пешеходный переход;
  • неровности на дороги;
  • скользкое дорожное полотно;
  • ограждаемый переезд;
  • переезд без ограждения;
  • резкий поворот;
  • пересечение с дорогой для велосипедистов.

3 категория — указательные:

  • такси;
  • автостоянка;
  • жилой сектор;
  • трамвайная стоянка;
  • автобусная стоянка;
  • скоростной режим;
  • пешеходный переход;
  • подземный;
  • надземный.

4 категория — сервисные:

  • пункт медпомощи;
  • парковая зона;
  • питьевой объект;
  • заведение общепита;
  • гостиничный сервис;
  • заправка автомобиля;
  • техническое обслуживание;
  • санитарное обслуживание;
  • телефонный сервис.

5 категория — предписания:

  • дорога для легкового транспорта;
  • дорога для велосипедистов;
  • дорога для пешеходов;
  • двигаться налево;
  • двигаться прямо либо налево;
  • двигаться по кругу;
  • двигаться направо;
  • двигаться прямо;
  • ограничение скорости.

5 категория — приоритеты:

  • стоп;
  • преимущество перед движущимся навстречу транспортом;
  • преимущество движущегося навстречу транспорта;
  • первостепенная дорога;
  • завершение первостепенной дороги;
  • пересечение первостепенной и второстепенной дорог;
  • преимущество перед встречным потоком транспорта;
  • второстепенная дорога примыкает с правой стороны;
  • второстепенная дорога примыкает с левой стороны.

Дети выкладывают кубики в разных вариациях, используя наглядный материал. Можно предложить воспитанникам построить домик для знаков определенной категории.

Игру можно организовать иным способом: подзывать каждого игрока по очереди к кубикам, пусть найдет определенный знак, расскажет о его назначении. Либо загадать загадку, а дети должны догадаться, о каком символе идет речь, отыскать его среди кубиков.

Кубики дорожных знаков