Шепелявость: виды и причины дефекта речи, методы исправления
Когда маленький ребёнок вместо звука «с» произносит «ш», то родители не особо беспокоятся, но если речевой дефект наблюдается у подростка или зрелого человека, то это вызывает дискомфорт в общении. Неисправленная в детском возрасте проблема в зрелые годы становится трудноустранимым фактором закомплексованности и психических расстройств. Статья даёт информацию о том, что такое шепелявость, почему она развивается, какими методами можно её устранить.
Содержание
Что такое шепелявость?
Шепелявость – это нарушение речи, при котором неверно произносятся шипящие и свистящие звуки. Пациент обладает нормальным лексиконом и не имеет проблем с пониманием слышимого и произносимого.
Специалистом, исправляющим речевое нарушение, является логопед. Подход к каждому пациенту индивидуальный. Одним пациентам достаточно усвоить правила проговаривания звуков, закрепить навык правильного произношения. Другим пациентам из-за сложной причины, вызвавшей речевую патологию, требуется комплексная терапия.
Всем пациентам логопеды назначают артикуляционную гимнастику. Неплохой эффект может дать логопедический массаж лица. Некоторым пациентам, имеющим психические комплексы, испытывающим трудности с коммуникацией и вливанием в социум, необходима помощь психолога.
У детей 3–4 лет речевые проблемы нередко исчезают самостоятельно, без участия логопеда. Если же речевая патология сохраняется у взрослого человека, то её может устранить только медицинский специалист.
Виды
Логопеды выделяют шесть видов шепелявости:
- Губно-зубная. Неправильно работают губы при формировании шипящих звуков. Звук «ш» проговаривается как «ф».
- Призубная. При неправильном расположении кончика языка относительно зубов шипящие звуки обретают звонкость.
- Боковая. Язык отклоняется с центра ротовой полости вбок. Шипящие звуки становятся хлопающими.
- Щёчная. Из-за деформирования слизистых покровов щёк шипящие звуки не формируются.
- Носовая. Мягкое небо провисает. Это приводит к гнусавости голоса.
- Смягчённая. Вместо «ш» произносится «щ».
Причины
Причины шепелявости бывают врождёнными или приобретёнными, вызываются:
- аномальным строением речевого аппарата;
- неправильным развитием челюстно-лицевых структур (патологический прикус, сильно выгнутый нёбный свод, большое межзубное расстояние);
- нервными расстройствами, влияющими на артикуляцию;
- травмами лица;
- ослаблением слуха;
- потерей зубов;
- наследственной предрасположенностью.
Родителям нужно учитывать, что дети склонны подражать речевым особенностям старших. Нередко к шепелявости у малыша приводит присутствие в семье человека с дефектным произношением.
Симптомы
Шепелявость проявляется:
- неправильным расположением языка при разговоре;
- заметным нарушением проговаривания шипящих и свистящих звуков;
- переходом на шёпот при произношении проблемных слов.
Дети могут неправильно произносить слова, заменяя слоги с шипящими буквами на другие. Люди старшего возраста неразговорчивы, замкнуты, предпочитают не беседовать, а вести переписку.
Лечение шепелявости
Логопед может дополнительно отправить пациента к отоларингологу, стоматологу, психологу.
Избавление от шепелявости осуществляется посредством:
- комплекса логопедических упражнений;
- устранения искривления носовых путей, застойных процессов в пазухах носа;
- восстановления слуха;
- нормализации артикуляции;
- расслабления челюстных мышц, устранения спазма гортани;
- исправления прикуса и формы уздечки.
Упражнения от шепелявости
Ниже приводятся упражнения, предлагаемые логопедами от шепелявости.
- Расслабление языка. Самое лёгкое упражнение. Нужно лизать верхнюю губу вверх-вниз. После снятия напряжения произносят шипящие буквы.
- «Чашечка». Язык скручивают чашеобразно, не высовывая изо рта (передний край и бока приподнимают). Челюсть не должна двигаться. Пытаются произнести «з».
- Приоткрывают рот, высовывают язык, кладут его на нижнюю губу. Пытаются произнести «ля ля ля». Можно двигать язык так, чтобы он касался правого и левого углов рта. Губу не заворачивают.
- «Блинчик». Язык в расслабленном состоянии размещают на нижних зубах, он должен быть чуть высунутым. Верхними зубами несколько раз несильно сжимают язык. Движения сменяются паузами.
- «Пробка». Каждый день нужно читать вслух газетную статью или главу книги, сжимая в зубах пробку от винной бутылки.
- Читать вслух 30 минут, но с закрытым ртом. Голос должен быть чётко слышен, но губы нельзя размыкать.
- «Шипение гусей». Стоячее положение. Стопы нешироко расставлены. Руки на поясе. Нужно досчитать до 4 и согнуться вперёд, вытянув шею, медленно выдохнув и произнеся «ш-ш-ш». Повторить 5 раз.
- «Косец». Стопы нешироко расставлены. Руки несильно согнуты в локтях, вытянуты вперёд, сжаты в кулаки. Двигая туловищем и руками, как при скашивании травы, нужно произносить «ж-ж-жух». Повторить 8 раз.
- «Пиление дров». Нужен второй человек. Пациенты становятся лицом друг к другу, берут партнёра за обе руки. Ноги и туловище ставятся, как при распилке дров. Необходимо в течение 30–40 секунд двигаться, будто распиливая дерево, произнося «ж-ж-ж».
- «Паровоз». Семенящим шагом перемещаться по комнате в течение 30–40 секунд, поочерёдно делая круговые движения согнутыми в локтях руками, произнося «ч-ч-чух».
Эффективным домашним способом, как убрать шепелявость у взрослого, является артикуляционная гимнастика. Лечение заключается в следующем:
- человек активно жуёт с закрытым ртом;
- широко улыбается с раскрытыми губами, но сжатыми зубами;
- трубкообразно сворачивает губы;
- чередует «трубочку» из губ с широкой улыбкой.
Скороговорки для развития речи
Они применяются регулярно, чтобы быстро убрать детскую и подростковую шепелявость. Иногда помогают избавляться от проблемы зрелым людям. Ниже приводятся наиболее применяемые скороговорки от шепелявости.
При проблеме с произношением «ч»:
- «чудак под диванчик спрятал чемоданчик»;
- «в печурочке золотые чурочки».
При проблеме с проговариванием «ш»:
- «кукушка кукушонку купила капюшон».
Скороговорка при проблемном произношении «щ»:
- «хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет».
Профилактика
Чтобы в зрелом возрасте не пришлось с трудностями исправлять речевую проблему, детям необходимо под руководством родителей заниматься развитием произношения.