Математическая игра «Божьи коровки» для старших дошкольников

Дидактическая игра «Божьи коровки» — средство формирования элементарных математических представлений. Оперируя количественными отношениями, дети повышают свои интеллектуальные способности, развивают логическое и творческое мышление, учатся концентрировать внимание, работать самостоятельно и в коллективе. Игра по ФЭМП учит определять состав чисел, подбирать предыдущее и последующее числовые значения, знакомит с понятиями «больший» и «меньший», с арифметическими знаками.

Божьи коровки на листочках

Игра предназначена для дошкольников старшей возрастной группы в рамках подготовки к поступлению в начальную школу. С ее помощью закрепляется представление о составе чисел. Цель игры — совершенствование умения считать и навыка соотношения множеств по количеству объектов.

Задачи:

  • закрепление представления о составе числового ряда до 10;
  • совершенствование навыка сравнения чисел в ряду до 10;
  • получение навыка увеличения и уменьшения определенных чисел на одну или две единицы;
  • совершенствование умения считать в уме;
  • развитие памяти, интеллекта, концентрации внимания, умения логически мыслить.

Играть могут одновременно несколько детей. Игровой материал яркий и красочный, вызывает у дошкольников интерес. Игра может быть организована как фронтальная и индивидуальная. Преимущество игрового материала в его универсальности, то есть на его основе можно изобретать самые разные игры для совершенствования счетных навыков, развития умственных способностей и логического мышления.

Для игры необходимо сделать картонные детали насекомых: тельце и отдельно красные крылышки. Материал желательно ламинировать для длительной эксплуатации. Также нужно подготовить изображения листьев, на которых живут жучки. Листья должны быть обозначены цифрами от 1 до 10. На крылышках должны быть изображены черные точки в разном количестве.

Педагог рассказывает воспитанникам, что божьи коровки так расшалились, что потеряли крылышки, и теперь не могут вернуться домой. Детям нужно помочь насекомым вернуть крылья. У каждого жучка должно быть столько точек на крылышках, сколько указано на листочках. Поскольку у насекомых два крыла, и на каждом разное количество цифр, придется складывать их, чтобы получить указанное на листке значение. Например, если на листочке указана цифра 5, то на одном крылышке может быть 3 точки, на втором 2. Или на одном 1, на втором 4.

Есть два варианта игры:

  • простой — педагог кладет одно крыло на листок, а воспитанник, применив вычитание, должен определить, сколько точек должно содержать второе крылышко, найти его;
  • сложный — игрок должен выбрать для жучка оба крыла.

Дидактическая игра «Божьи коровки и ромашки»

Игра учит уточнению состава чисел в границах 10, соотношению изобразительных образов с числовым аналогом. Предварительно нужно познакомить дошкольников с понятием состава чисел, потренироваться решать элементарные арифметические примеры. Также желательно расширить представление воспитанников о божьих коровках как биологическом виде.

Для игры нужно сделать 10 божьих коровок. На их крыльях должны быть изображены черные точки, количеством соответствующие числовому ряду до 10. Также нужны изображения ромашек, на сердцевинах которых должны быть написаны цифры от 1 до 10.

В начале игры педагог загадывает загадку о божьей коровке. Затем рассказывает, что к ним в группу в гости явилось целое семейство жучков. Божьи коровки спорят, никак не могут разобраться, кто из них старше, кто младше. Они пришли к ребятам просить помощи в разрешении их спора. Далее педагог просит воспитанников поразмышлять, как можно подсчитать возраст насекомых. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель наводит на мысль, что возраст жучков легко вычислить по количеству точек на крыльях. Чем старше насекомое, тем больше у него точек.

Дети раскладывают божьих коровок в ряд по старшинству: у самой старшей 10 точек, у младшей всего одна. Можно предложить воспитанникам решить арифметические задачи. Например: первому жучку 6 лет, а второй старше на 2 года, сколько лет второму жучку. Дети подсчитывают, находят насекомое с 8 точками. Важно, чтобы дети уяснили, что решили задачу методом сложения, используя знак «+». Или такая задача: первому жучку 9 лет, а второму на 4 года меньше, сколько лет второму жучку. Дети находят насекомое с 5 точками, уясняют, что решили задачу методом вычитания, используя знак «–».

Далее педагог рассказывает, что божьи коровки спорят не только по поводу возраста. Каждый жучок живет на ромашке, только они никак не могут разобраться, где чей домик. Чтобы распределить насекомых по домикам, дети должны подсчитать количество точек на обоих крылышках, сложить, затем соотнести получившееся значение с цифрой на сердцевине ромашки.