Игры на тему «Живое и неживое» для расширения экологических представлений у дошкольников

Дидактическая игра «Живое-неживое» для дошкольников — средство ознакомления с окружающим миром, расширения экологических представлений. Дети узнают о природных объектах, о предметах, созданных руками человека, о том, что природа бывает живой и неживой. Предварительно педагог должен побеседовать с воспитанниками о свойствах объектов окружающего мира, обсудить иллюстративный материал, познакомить с терминами «живой», «неживой».

Цель дидактической игры «Живое-неживое»

Игра направлена на познавательное развитие дошкольников по теме «Экология», она воспитывает интерес и уважительное отношение к природным объектам.

Цель — расширение и закрепление представлений о природе, формирование навыка различать живые и неживые объекты, находить связи между ними.

Задачи:

  • формирование умения определять объекты живой и неживой природы, а также рукотворные;
  • совершенствование речевых навыков;
  • обучение навыку формулирования вопросов и ответов на них;
  • обогащение индивидуального тематического словаря;
  • обучение навыку решения возникающих проблем, формулирования выводов;
  • формирование интереса к природе, стремления положительно влиять на экологию;
  • воспитание любознательности, познавательного интереса;
  • развитие памяти, творческого и логического мышления, концентрации внимания.

Живая и неживая природа

Средняя группа

Перед проведением лексической игры необходимо напомнить воспитанникам, что ответ на вопрос «Кто это?» указывает на живой объект, а на вопрос «Что это?» — на неживой предмет. Для игры подготовьте электронные, если есть проигрыватель, или бумажные изображения объектов живой и неживой природы, а также зеленые круглые и треугольные синие метки.

Листайте изображения на презентационном экране, а дошкольники должны говорить, какой объект видят — живой либо неживой, на какой из вышеперечисленных вопросов нужно ответить. Например, видя на экране кошку, игроки говорят: «Кто это? — Кошка». Затем обсуждают животное, почему оно относится к живой природе. Или на экране появляется изображение камня. Это неживая природа, для которой должен звучать вопрос «Что это?».

Старшая группа

Для игры, предназначенной для дошкольников 5–6 лет, нужны карточки альбомного размера и маленькие изображения природных объектов. На карточках должны быть отображены вопросы «Живой?» и «Неживой?», «Кто?» и «Что?». Дидактическая игра «Живая и неживая природа» учит развернуто и грамотно задавать вопросы, давать четкий и правильный ответ. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже должен с достаточной детализацией рассказывать об увиденном, описывать изображения. Игра помогает получить навык составления повествования по плану.

Для одного занятия возьмите столько изображений, сколько не утомят дошкольника. Демонстрируйте картинки по очереди, спрашивайте, что на них изображено. Задача игрока — ответить на вышеперечисленные вопросы, указать пальцем на правильный ответ, рассказать об изображенном объекте, как он выглядит, что делает. Игру можно сделать соревновательной, если участвуют несколько детей, тогда за правильные ответы каждый игрок получает значок.

Вот примеры вопросов со стороны педагога и ответов игрока:

  • «Кто это?» — «Собака» — «Она живая?» — «Живая» — «Что собака делает?» — «Лает, бегает, кусает, виляет хвостом, нюхает, играет»;

Собака

  • «Что это?» — «Дерево» — «Оно живое?» — «Живое» — «Что делает дерево?» — «Растет, цветет, шелестит ветвями, гнется от ветра»;

Дерево

  • «Что это?» — «Камень» — «Он живой?» — «Не живой» — «Что делает камень?» — «Лежит».

Камень

Подготовительная группа

Игра учит различать природные объекты и предметы, сотворенные руками человека. Дошкольники получают навык классификации, описания, рассуждения, формирования выводов. Игра может быть индивидуальной по принципу «педагог и ребенок» или групповой.

Необходимо подготовить изображения природных и сделанных человеком предметов. Картинки рукотворных объектов разложите перед детьми. Демонстрируйте по очереди изображения природных объектов, а воспитанники должны найти среди рукотворных предметов похожие по назначению или внешним признакам. Например, увидев картинку пчелиного улья, дети могут выбрать изображение человеческого дома, курятника, хлева.

Вот еще примеры схожих природных и сделанных человеком объектов для игры:

  • паутина — сетка, решетка, марля, салфетка с кружевами;
  • летящая птица — самолет;
  • солнце — лампа, фонарь, прожектор;
  • полевая мышь — компьютерная мышка;
  • берлога — спальня, конура;
  • ветер — вентилятор, фен;
  • насекомое бабочка — галстук-бабочка;
  • еж — щетка, расческа;
  • клешни ракообразных — клещи, плоскогубцы;
  • растение колокольчик — музыкальный инструмент колокол;
  • жираф — подъемный кран;
  • рыба — подводная лодка;
  • гусеница — поезд;
  • стрекоза — вертолет.

Важно, чтобы ребенок не просто подобрал схожие по определенным признакам объекты, но и развернуто объяснил, чем они похожи, почему он сделал именно такой выбор. Например, у ежа на спине густо расположенные иголки, похожие на зубья, торчащие из расчески.