«Чудесный мешочек» – развивающая игра по сенсорному восприятию для дошкольников

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» – способ осязательного и общего физического развития дошкольников всех возрастных групп. Занятия проводят педагоги в детском саду, психологи, дефектологи. Игра увлекательная, развивает любознательность, формирует интерес к познанию окружающего мира. Для занятия нужно подготовить симпатичный тканевый мешочек, довольно вместительный.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» в младшей группе

Цель дидактической игры «Чудесный мешочек» – совершенствование осязательного и зрительного восприятия, мыслительной способности.

Задачи представленных игр:

  • определение степени развития моторики;
  • улучшение осязательной и зрительной функции;
  • развитие мыслительной и речевой способности;
  • улучшение памяти;
  • формирование навыка определения предметов на ощупь, описания их по разным признакам;
  • получение навыка работы с изобразительным и схематическим материалом;
  • воспитание коммуникабельности, дружелюбия, умения работать в коллективе.

Для игры в младшей группе подготовьте крупное изображение цветка, карточки с указанием признаков, а также разные объекты или их реалистичные изображения, которые нужно поместить в мешочек. Количество лепестков цветка должно соответствовать числу карточек со следующими признаками: цвет, запах, форма, вкус, материал, текстура, размер. Карточки разложите на лепестках стороной с признаками вниз.

Ведущий вытаскивает из мешочка объект или изображение, называет его. Ребенок берет любую карточку на выбор, переворачивает, смотрит, по какому признаку нужно описать объект. Например, первым вытащенным объектом оказался апельсин. Первый игрок берет карточку, на ней оказывается признак «форма». Ребенок называет признак: «Круглый». Второй игрок берет другую карточку, там отмечен «цвет». Ребенок называет: «Оранжевый». И так далее, пока все карточки не будут использованы.

При необходимости дети ощупывают, нюхают объект, чтобы дать наиболее точное определение. Когда признаки для одного объекта закончатся, он откладывается. Ведущий снова раскладывает карточки на цветке, достает из мешочка новый объект.

Игра «Чудесный мешочек»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» в средней группе

Игра закрепляет представления об основных геометрических формах, учит определять их тактильно. Для занятия подготовьте небольшие фигуры: плоские – круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, либо объемные, это более сложный вариант, – шар, куб, пирамиду, конус, параллелепипед, цилиндр. Фигуры положите в мешочек.

Правила игры: засунуть руку в мешочек, нащупать одну из фигур, не вынимать ее сразу, а сказать, что это за геометрическая форма. Затем уже достать фигуру, чтобы все убедились, что ответ правильный. Дети играют поочередно, каждый в свою очередь берет только по одному предмету, победителем оказывается тот, кто верно назовет максимальное количество фигур. Если игрок ошибся, ведущий обращается к другим детям, они дают фигуре правильное название.

Волшебный мешочек

Кроме геометрических форм, для этой игры подходит набор деревянных игрушек Вальда. В нем 30 предметов размером до 4 см. Все игрушки – узнаваемые объекты: шишки, елочки, желуди и прочее. Изделия выполнены из древесины, текстурно одинаковы, поэтому игроку проще сосредоточиться на определении формы.

Старшая группа

Детям постарше можно предложить образовательную игру, направленную на развитие грамматического строя речи. Цель игры – обучение согласованию частей речи, формирование связного произношения, навыка внешнего и качественного описания объектов.

Для игры подготовьте мешочек, в который положите фрукты и овощи разного размера, цвета и формы. Ведущий держит мешочек, по очереди подзывает игроков. Вышедший игрок опускает руку в мешочек, берет один из предметов, на ощупь угадывает, что это. Затем, не называя объект, описывает его другим участникам. Дети стараются угадать, что нащупал их товарищ.

Важно, чтобы описание, даваемое игроком, было четким, развернутым и подробным. Ребенок должен не просто произносить отдельные прилагательные и существительные, а строить фразы. Например, в мешочке нащупана морковка. Игрок говорит товарищам примерно следующее: «Она длинная, оранжевая, сужается к концу, с зеленью на верхушке, твердая, сладкая».

Дети