«Магазин» – дидактическая познавательная и развивающая игра для дошкольников
Дидактическая игра «Магазин» направлена на расширение знаний об окружающих предметах и продуктах, на развитие речи и коммуникабельности. В нее можно играть и как в настольную, и как в ролевую, используя иллюстративный материал в виде карточек в качестве атрибутики. Игра подходит и для домашнего использования, и для работы с детсадовскими воспитанниками.
Дидактическая игра «Магазин»
Играет в игру средняя группа детсадовцев. Занятие может быть индивидуальным и групповым.
Для занятия необходимо подготовить карточки, изображающие продающиеся в магазине вещи и продукты, маленькие карточки с разноцветными геометрическими фигурами, а также витрины товарных отделов в виде разноцветных картонных листов с соответствующими надписями «Мебель», «Посуда», «Одежда» и прочие.
Если группа детей большая, то можно оформить супермаркет со множеством отделов. Если группа маленькая, то лучше сделать профильный вариант с меньшим количеством отделов. Например, «Магазин продуктов» с «Мясным», «Молочным», «Хлебным», «Овощным», «Фруктовым». Или «Магазин игрушек» для мальчиков и девочек, или «Цветочный магазин» со знакомыми детям растениями.
Если игра не настольная, а ролевая, то вместо картинок с товарами следует использовать настоящие предметы и продукты.
Цели и задачи
Цель дидактической игры «Магазин» – развитие навыка классификации вещей и продуктов по внешним признакам, определения формы окружающих предметов.
Задачи:
- закрепление в памяти новых понятий, связанных с магазинными товарами;
- развитие логики, памяти, концентрации внимания, речевых навыков;
- закрепление умения соотносить геометрические контуры с очертаниями предметов;
- формирование способности к самостоятельной, парной или коллективной работе.
Ход игры
Занятие проходит поэтапно. На первом этапе воспитатель предлагает воспитанникам побыть продавцами. В магазин привезли разнообразные товары (детям предлагается рассмотреть карточки, изображающие еду, мебель, одежду, бытовые вещи). Грузчики, выгружая товары, все смешали в кучу. Задача продавцов – правильно распределить продукцию по витринам.
Магазинных отделов много (воспитатель демонстрирует картонные листы, изображающие витрины). Дети начинают раскладывать картинки по картонкам-витринам, попутно рассказывая, почему кладут именно сюда.
Например:
- галстук – это предмет гардероба, его носят мужчины, значит, нужно положить в отдел одежды;
- сыр – это продукт из молока, следовательно, нужно положить в молочный отдел;
- кастрюля – это посуда для приготовления жидких блюд, значит, должна находиться в отделе посуды.
Когда все предметы разложены, наступает второй этап игры. В него играет старшая группа, для дошкольников средней возрастной категории он может оказаться сложным.
Теперь дети играют роль покупателей, а воспитатель – продавца. Воспитатель раздает воспитанникам карточки с изображением геометрических фигур – это деньги. Кто захочет купить товар, должен заплатить карточкой, на которой изображена фигура, соответствующая очертаниям предмета.
Задание можно усложнить, предложить детям покупать товары, соответствующие не только контуру геометрических фигур, но и их цвету.
Например:
- шкаф прямоугольный, деревянный – нужно заплатить коричневым прямоугольником;
- спелое яблоко – красным кругом;
- морковка – оранжевым треугольником.
Игра увлекательная. Дети с удовольствием раскладывают карточки с товарами по витринам, покупают понравившиеся вещи, знакомятся с названиями предметов, о которых раньше не знали.