Картотека дидактических игр для разностороннего развития детей 5 лет

Дидактические игры для детей 5 лет — эффективный метод интеллектуального, нравственного, творческого развития, в то же время специальная форма практической деятельности, помогающей расширить представление об окружающем мире. Представленный дидактический материал пригодится педагогам дошкольных учреждений, учителям начальных классов, родителям.

Цель дидактических игр для детей 5 лет

Цель представленных в картотеке игр — разностороннее развитие детей старшей дошкольной группы, совершенствование речевых и творческих навыков, расширение математических и природоведческих представлений, улучшение моторных и сенсорных функций.

Задачи:

  • активизация речевой деятельности;
  • продолжение ознакомления со словами, их делением на слоги и употреблением в речи;
  • совершенствование фонематического слуха, улучшение четкости произношения звуков;
  • развитие образного, деятельного, логического и аналитического мышления;
  • расширение индивидуального словаря;
  • обучение составлению связных предложений, ведению грамотной беседы;
  • тренировка скорости мышления;
  • ознакомление с объектами окружающего мира, расширение знаний о живой природе, происходящих в ней явлениях;
  • воспитание уважительного и заботливого отношения к природной среде;
  • расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к получению знаний;
  • развитие воображения, креативности, формирование интереса к творческой деятельности;
  • совершенствование представлений о визуальных свойствах объектов — цвете, форме, величине, пространственном положении;
  • закрепление знаний о геометрических формах;
  • обучение навыку сортировки, группирования, распределения, чередования объектов.

Картотека дидактических игр для детей 5 лет

В картотеке представлены игры, разделенные на категории по специфике влияния на развитие ребенка, с подробным описанием методики проведения занятия.

Речевые игры

Дидактические игры для речевого развития крайне важны для дошкольников старшей группы. Обязательно нужно включать в образовательную деятельность занятия по изучению фонем и состава слов, по увеличению словарного запаса, по формированию навыка составления словесных описаний. В 5 лет дошколята знакомятся со звуковой дифференциацией, с падежными согласованиями частей речи, развивают логическое и аналитическое мышление.

Обобщи

Игра закрепляет употребление обобщений.

Педагог произносит обобщающее слово, а воспитанники перечисляют относящиеся к этому обобщению понятия. Например: «Птицы — это…» — «Галка, воробей, сорока, синица…».

Обобщи

О чем речь?

Игра закрепляет представление о многозначных понятиях.

Педагог говорит фразу, затем спрашивает, о каком объекте или явлении тоже так можно сказать. К примеру: «Ребенок играет. А кто еще может играть?» — «Музыкант, актер, плеер».

Посчитаем слоги

Педагог объясняет воспитанникам, что посчитать слоги легко, хлопая ладошками. Затем воспитатель произносит слово, например, «мяч», делает один хлопок. Объясняет, что он хлопнул один раз, потому что слово короткое, состоит из одного слога. Ребята, выстроившись в ряд, называют разные слова, разбивая их хлопками на слоги. Ребенок, ошибившийся с числом хлопков, выбывает из ряда.

Посчитай слоги в словах

Скажи по-другому

Игра учит подбору синонимов в речи.

Воспитатель рассказывает, к примеру: «В цирке выступает смешной клоун. А как его еще можно назвать?». Ребенок придумывает другой эпитет: «Забавный». Аналогично дети ищут синонимы для слов в других предложениях.

Придумай предложение

Игра учит составлению простых предложений с определенным числом слов.

Педагог предлагает воспитаннику ряд существительных, из которых тот должен сформировать связное предложение с употреблением других частей речи. Например, даны слова «вечер», «зима», «снег». Задача — составить предложение из 4-х слов. Возможный вариант: «Зимой вечером пошел снег». Ребенок, который первым составил связное предложение, награждается фишкой. Побеждает игрок, собравший к концу занятия наибольшее количество фишек.

Составь предложение из слов

Закончи слово

Воспитатель начинает слово, произносит первый слог. Или два слога, если слово длинное. Ребята должны понять, какое слово загадано, произнести его окончание. Желательно проводить игру на определенную тему, так дошколятам будет проще отгадывать слова. К примеру, в игре на тему «Мебель» педагог произносит: «Кро…». Дети продолжают: «…вать». Игру можно сделать соревновательной с использованием фишек.

Закончи слово

Зарифмуй

Дошкольники делятся на пары. Один ребенок произносит слово. Второй игрок пытается подобрать к этому слову рифму: «качели — карусели», «кошка — ложка», «хоровод — пароход» и прочее.

Зарифмуй

Измени фразу

Воспитатель предлагает ребятам составить фразы с употреблением прилагательного вместо существительного. Например: «песок из реки» — «речной песок», «компот из груш» — «грушевый компот». Можно выбрать для занятия определенную тему.

Измени фразу

Найди ошибки

Игра учит пониманию смысла сказанного.

Воспитатель произносит фразу. Ребята внимательно слушают, выявляют смысловые ошибки, затем говорят, как предложение должно звучать правильно. Вот несколько фраз для примера: «Кукла играет с Олей», «Уточки кормят бабушку», «Вова разбил окном снежок».

Найди ошибки в предложениях

Дидактические игры для познания окружающего мира

Старший дошкольный возраст — период, когда у ребенка закрепляются представления о связях и процессах в природе, о явлениях и закономерностях окружающего мира. Дидактические игры для детей 5 лет формируют базовые природоведческие и экологические знания, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение в школе. Любовь и уважение к природе должны закладываться в ребенка в дошкольном возрасте.

Что неправильно?

Игра закрепляет представление о сезонах года.

Педагог задает первую тему: «Весна». Затем начинает произносить фразы, описывающие весенние приметы и явления. Ребята внимательно слушают, поднимают руку, если сказанная воспитателем фраза не относится к весне, объясняют свою реакцию. Вот несколько примеров фраз: «Птицы летят зимовать на юг», «На проталинах распускаются подснежники», «Побежали звонкие ручьи», «С деревьев падают листья», «В берлоге проснулся медведь», «В скворечник вернулись скворцы». Аналогично игра проводится для других сезонов года.

Где это растет?

Педагог произносит названия растений, произрастающих в наших климатических широтах и в других краях. Когда звучит название «нашего» растения, ребята должны хлопнуть в ладоши. Когда воспитатель произносит название «чужого» представителя флоры, дошкольники топают ножкой.

Где это растет?

Природные стихии

Перед началом занятия педагог объясняет воспитанникам, что животные обитают в разных природных средах: одни плавают в воде, другие летают по воздуху, третьи могут только передвигаться по земле. Далее ребята становятся в ряд. Воспитатель, бросив мяч игроку, произносит название представителя животного мира. Например: «Ворона». Игрок, вернув мяч воспитателю, называет среду, в которой это живое существо обитает: «Воздух». Или: «Медведь» — «Земля», «Акула» — «Вода».

Где обитает?

Отгадай по признаку

Ребята рассаживаются перед воспитателем, внимательно его слушают. Тот описывает какой-либо объект природы, указывая один или несколько его ключевых признаков. Дошкольники по описанию должны понять, о каком природном объекте идет речь. К примеру: «Белая кора с черными штришками» — «Береза», «Хобот и большие уши» — «Слон».

Узнай по описанию

Правильно или неправильно

Игра закрепляет правила поведения при посещении леса. Для занятия нужно распечатать сюжетные иллюстрации правильного и неправильного поведения на природе. Ребята внимательно разглядывают изображения, рассказывают, что видят, правильно или неправильно изображенные люди поступают, почему их действия неправильные, какой вред они могут причинить природе.

Неправильное поведение в лесу

Четвертый лишний

Педагог произносит четыре названия представителей животного мира. Три относятся к одному классу, четвертый — к другому. Дошкольники, внимательно выслушав воспитателя, должны сказать, какое животное в ряду лишнее. Вот несколько примеров для понимания игры:

  • сорока, страус, белка, синица;
  • муравей, змея, лягушка, жаба;
  • олень, волк, еж, ящерица.

Четвертый лишний

Живое или неживое

Перед игрой педагог объясняет дошкольникам, что существуют объекты живой и неживой природы. Первые двигаются, питаются, дышат. Второе — это все неживое, что создано природой, а не руками человека: реки, моря, горы, болота и прочее. Далее ребята распределяются в ряд. Воспитатель, кинув мяч игроку, называет природный объект. Воспитанник должен сказать, живая это или неживая природа. Например: «Черепаха» — «Живая», «Озеро» — «Неживая».

Живое или неживое

Что таким бывает?

Для игры понадобятся предметные изображения объектов и явлений природы. Для работы с детьми 5 лет следует подготовить как можно больше таких изображений, разложить их перед игроками. Воспитатель называет какой-либо признак. Ребята должны указать пальчиком, какие объекты и явления обладают названым признаком. К примеру: «Что бывает холодным?» — «Лед, вода, снег, ветер», «Что бывает зеленым? — «Лист, лягушка, кузнечик, трава, огурец».

Где живут животные?

Для игры нужно подготовить изображения животных и мест их обитания. Первую группу картинок педагог берет себе, вторую раскладывает перед игроками. Далее воспитатель показывает ребятам поочередно изображения животных. Дети должны показать пальчиком, где это животное обитает. Например, педагог показывает медведя. Ребята ищут на столе изображение берлоги. Увидев на картинке белку, игроки указывают на изображение дупла.

Кто где живет?

Дидактические игры для творческого развития

Очень важно стимулировать воображение и интерес к творчеству у дошкольников 5 лет. В этом возрасте у ребенка уже достаточно способностей для творчества, при этом его сознание еще независимое, не забитое шаблонами. Воображение не только делает жизнь яркой и интересной, но и положительно влияет на способность выполнять другие задачи, подходить к ним нестандартно, с креативом. Поэтому в школу ребенок должен приходить уже творчески развитым.

Волшебные облака

Игру следует проводить во время прогулки в детсадовском дворе, когда стоит хорошая погода, по небу плывут кучевые облака. Желательно захватить с собой покрывала, чтобы ребята садились или ложились на них, а не на траву. Дошколята внимательно рассматривают пробегающие по небу облака, пытаются представить, на что они похожи. Каждый ребенок может выбрать понравившееся облачко, вообразить несколько объектов, на которые оно походит.

Заверши рисунок

Педагог раздает воспитанникам начатые картинки, состоящие только из нескольких линий. Задача игроков — понять, какой объект может получиться из представленных линий, дорисовать изображение. Если ребенок затрудняется с определением объекта, воспитатель должен ему подсказать.

Заверши рисунок

Веселые мимы

Ребята формируют круг, становятся на некотором удалении друг от друга, чтобы удобнее было играть. Педагог предлагает каждому воспитаннику по очереди изобразить мимикой и телодвижениями какой-либо объект живой природы либо природное явление. Остальные дошколята должны догадаться, что показывает их товарищ. Например, изображая жука, ребенок насупливается, поджимает плечи, расставляет руки, начинает ими размахивать, громко жужжать. А изображая холодную погоду, игрок ежится, растирает руками плечи, кутается в воображаемую верхнюю одежду.

Музыкальная живопись

Педагог включает для воспитанников классическую музыкальную композицию. Ребята, внимательно послушав, должны придумать и изобразить на бумаге, что эта музыка может значить, какие образы она передает по их представлению.

Дети рисуют

Волшебные кляксы

Для игры ребята должны подготовить акварельные краски и альбомную бумагу. Каждый ребенок ставит на своем бумажном листе большую кляксу любого желаемого цвета или нескольких цветов. Затем игроки наклоняют лист в разные стороны, сгибают его или складывают, затем разворачивают. Получившуюся причудливую картинку оставляют сушиться. Затем внимательно разглядывают свои изображения, пытаются представить, на что похожи получившиеся кляксы, дорисовывают элементы, чтобы получился узнаваемый объект.

Кляксы

Дидактические игры для развития элементарных математических представлений

Игровая форма проведения математических занятий для детей 5 лет хороша тем, что материал подается наглядно, интересно, легко, основывается на понятных примерах, способствует развитию абстрактно-образного мышления. В ходе дидактических игр дошкольник осваивает навыки анализа, сопоставления, сравнения, выполнения арифметических действий.

Назови фигуры

Для игры необходимы карточки, на которых изображены разные узнаваемые объекты, составленные из геометрических фигур. На каждой карточке должно быть определенное количество объектов. Педагог кладет карточку перед игроком, просит сначала назвать, из каких геометрических фигур создано изображение, затем посчитать, сколько объектов изображено.

Что изображено? Из каких геометрических фигур?

Цифры запутались

Воспитатель раскладывает перед ребятами карточки с изображенными цифрами от 1 до 10. Дошколята закрывают глаза, отворачиваются. Тем временем педагог меняет цифры местами. Задача игроков — обнаружить изменения в ряду цифр, вернуть изначальный порядок. Важно, чтобы дошкольники не просто переставили цифры правильно, но и прокомментировали свои действия. Например: «Цифра 4 сейчас находится между цифрами 8 и 9. Это неправильно. Она должна стоять между цифрами 3 и 5».

Собери предмет

Для игры нужны разноцветные арифметические палочки и иллюстративные образцы предметов и фигур, которые будут выкладываться из этих палочек. Воспитатель раздает игрокам образцы, по которым они должны выложить аналогичные изображения, используя палочки разного цвета. Когда ребенок справится с заданием, педагог просит его посчитать, сколько палочек определенного цвета он использовал для выполнения работы, а также, сколько всего палочек понадобилось.

Сложи из счётных палочек по образцу

Оглянись вокруг

Игра проводится в помещении, где находится много предметов разной формы. Воспитатель раскладывает перед ребятами изображения разных геометрических фигур. Затем просит назвать находящиеся в помещении предметы, формой похожие на указанную геометрическую фигуру. Каждый ребенок по очереди называет один предмет, за правильный ответ получает фишку. Повторы недопустимы. В конце игры подсчитывается количество фишек, определяется победитель.

Фигуры

Воробьи и синички

Для проведения игры необходимы 10 изображений синичек и столько же воробьев. Педагог раскладывает перед игроками в два ряда картинки птиц. Просит проверить, одинаковое ли их количество. Ребята считают птиц сначала в верхнем ряду, затем в нижнем ряду, называют цифры. Выясняется, что птиц поровну, в каждом ряду, например, по 6. Затем воспитатель добавляет в ряд одну синичку. Спрашивает, сколько синичек стало, больше ли их, чем воробьев, что сделать, чтобы количество птиц уравнялось. Ребята добавляют к воробьям одну картинку, чтобы получилось 7 штук. Далее педагог убирает две картинки воробьев, спрашивает, сколько осталось, больше это или меньше, чем изображений синичек, что сделать, чтобы уравнять количество. По такому же принципу строится дальнейшая игра.

Синички и воробьи

Встань на правильное место

Игра учит дошкольников правильно ориентироваться в пространстве, определять свое положение.

Игру следует проводить на просторной игровой площадке. Воспитатель поочередно подзывает детей, просит их стать в определенном месте относительно товарищей. Например: «Оля, встань так, чтобы Миша оказался перед тобой», «Света, встань так, чтобы Катя была справа от тебя, а Костя слева». Когда все ребята распределятся, воспитатель просит каждого по очереди сказать, кто находится перед ним, позади него, справа и слева.

Укрась геометрические фигуры

Для игры нужны плотные картонные изображения геометрических фигур разного цвета, а также наборы бельевых прищепок соответствующих цветов. Педагог раздает геометрические фигуры, затем просит воспитанников украсить их прищепками аналогичного цвета в определенном количестве.

Квадрат и круг

Ромб и треугольник

Возрастание и убывание

Для игры нужны палочки разной высоты. Подойдут палочки Кюизенера. Педагог разбрасывает палочки на столе, предлагает воспитаннику выложить их в ряд по возрастанию, затем по убыванию. Сложность игры в том, что ребенок должен оценивать величину палочек визуально, нельзя примерять их, приближая друг к другу. Также, уже половив палочку в ряд, нельзя менять ее положение.

Палочки Кюизенера

Найди различия

Для игры нужно распечатать две сюжетные картинки, схожие при первом взгляде, но имеющие малозаметные различия. Ребенок должен внимательно рассмотреть изображения, найти все различия. Игру можно усложнить, установив время, за которое дошкольник должен справиться с заданием.

Найди отличия