Каталог дидактических игр для дошкольников 3 лет для разностороннего развития

Дидактические игры для детей 3 лет — эффективный способ интеллектуального, физического, эмоционального, сенсорного развития. Игры повышают интерес дошкольника к образовательному процессу, делают обучение проще и доступнее, вместе с тем требуют интенсивной мыслительной работы, устойчивой концентрации внимания, активных физических действий. Организуя игровой процесс, педагог должен учитывать возрастные особенности воспитанников.

Особенности проведения игр с детьми 3 лет

В 3-летнем возрасте дошкольник становится более активным, он больше умеет, больше знает, что влияет на его действия и поступки, делает их более сложными и разнообразными. Ребенок жаждет самоутверждения, однако еще не умеет доводить дело до конца, концентрироваться, его постоянно что-то отвлекает. Из-за этого возникают трудности в обучении. Преодолеть эту проблему позволяют дидактические игры, которые делают образовательный процесс проще, увлекательнее. Благодаря яркому и оригинальному оформлению, а также содержательности, игры делают получение знаний и навыков интересным.

При выборе игр для дошкольников 3 лет важно учитывать, что ребенок должен выполнять интеллектуальные задачи совместно с физическими. Игровой процесс кажется детям интереснее, если он включает новые, незнакомые дошколятам действия, в которых необходимо разобраться. Поэтому следует периодически обновлять каталог игр, практиковать разные вариации одного и того же задания, усложнять игровой процесс.

Перед игрой обязательно требуется подготовка. Педагог должен познакомить воспитанников с материалами и предметами, что будут использоваться в игровом процессе. Игровые правила необязательно зачитывать заранее. Дети могут усваивать их постепенно, в процессе игры. Если в игре требуется зачитывание стихотворных строк, то воспитатель должен выучить их наизусть, чтобы декламировать четко и ясно, не с листа.

Интерес к игре возрастает, если педагог не препятствует тому, чтобы ребята трогали используемые игрушки, предметы, материалы, изучали их. У детей 3 лет развито чувственное восприятие окружающей среды. Поэтому воспитатель должен подбирать для игр такие вещи и материалы, которые безопасны для эксплуатации, удобны для изучения, не теряют пользовательских качеств от регулярного использования. Также при организации игр желательно вносить элементы таинственности, которые сделают игровой процесс занимательнее.

Завешать игру педагог должен на положительной ноте, давая хвалебные отзывы игрокам. Воспитатель должен подчеркнуть, чем отличился каждый ребенок.

Представляем обширную картотеку дидактических игр для детей 3 лет.

Сказочный мешок

Игра учит распознавать объекты по типичным признакам.

Педагог собирает предметы, с которыми знакомы дошколята 3 лет, кладет их в непрозрачный мешок. Затем подзывает каждого ребенка по очереди. Тот подходит к мешку, погружает в него руку, хватает предмет, на ощупь пытается определить, что это. Вытащить предмет можно, только когда он будет назван.

Возможен другой вариант игры. Пощупав предмет в мешке, догадавшись, что это, игрок начинает его словесно описывать. А остальные ребята должны догадаться, что описывает их товарищ.

Что бывает таким же?

Цель дидактической игры для детей 3 лет — обучение навыку соотношения объектов и признаков.

Педагог называет знакомый дошкольникам объект и какой-либо его признак. Ребята должны перечислить как можно больше объектов, имеющих аналогичный признак. Например: «Автомобиль быстрый. А кто или что еще бывает быстрым?» — «Лошадь, время, река». За каждый верный ответ игроки получают фишки. Победителем оказывается игрок, собравший наибольшее количество фишек. Используемые в игре признаки могут относиться к разным категориям: формы, размеры, материалы, текстуры.

Собери быстрее

Игра учит ребят быстро собирать игрушечную пирамидку с соблюдением очередности элементов по размеру. Дошколята должны научиться правильно называть величины: большой, меньше, маленький, самый маленький.

Ребята начинают собирать пирамидку по сигналу воспитателя. Выигрывает ребенок, собравший игрушку не только быстрее товарищей, но и правильно.

Отражение

Игра учит плоскостной ориентации, навыку различения правой и левой сторон. Для занятия нужны половинчатые контурные изображения. То есть должна быть изображена половина рисунка, а вторую симметричную дети должны нарисовать сами.

Педагог раздает картинки воспитанникам, объясняет, что кукла Соня очень торопилась, забыла нарисовать вторую часть рисунка. Дети внимательно рассматривают изображение, затем пытаются его скопировать в «зеркальном» виде.

Распредели посуду

Дети 3 лет должны уметь различать посуду по назначению. Для занятия нужно подготовить 3 комплекта игрушечной или настоящей посуды: кухонной, столовой и чайной.

Перед игрой необходимо рассказать ребятам о том, что посуду могут использовать повара в заведениях общепита, хозяйки на кухнях. Что посуда нужна не только для готовки пищи, но и для подачи блюд на стол, для кормления малышей. Затем педагог ставит перед воспитанниками три куклы. Первую представляет как повара, вторую — как домохозяйку, третью — как девочку, решившую выпить чаю. Дети должны правильно распределить посуду: кухонную — для повара, столовую — для домохозяйки, чайную — для девочки.

Что это такое?

Игра способствует речевому развитию, учит логически мыслить.

Каждый игрок получает предметное изображение. Он не должен показывать картинку товарищам. Дети по очереди описывают то, что изображено на их карточке. Остальные должны догадаться, о чем идет речь. Например: «Это предмет мебели. Его можно увидеть в коридоре и спальне. Там хранят одежду. Он бывает широким и узким. В нем есть полки и вешалки». Участники игры догадываются, что это шкаф.

Что за окном?

Игра развивает воображение. Для занятия необходимо изготовить домик с окошками, у которых рамы и ставни разного цвета. Педагог предлагает ребятам пофантазировать, какой пейзаж они могли бы увидеть в окне определенного цвета. Важно объяснить детям, что природные и климатические условия пейзажа должны соотноситься с цветом окна. Например, если окно желтое, то за ним вполне может быть песчаная пустыня. Если оно зеленое, то за ним может быть лес. А если розовое, то можно представить цветущий яблоневый сад.

Найди предмет по форме

Игра закрепляет представление о геометрических формах. Для занятия нужно вырезать из картона основные геометрические фигуры. Их нужно положить на стол. Рядом необходимо поставить еще один стол, разложить на нем разные предметы.

Ребята по очереди подходят к столам. Педагог показывает игроку определенную геометрическую фигуру. Ребенок должен отыскать среди предметов тот, что схож с фигурой по своей форме. Игра завершается, когда будет определена форма всех предметов.

Найди предмет по форме

Подбери слово

Задачи дидактической игры для детей 3 лет — совершенствование речевых навыков, развитие образного мышления.

Педагог начинает фразу, а воспитанники должны ее закончить одним существительным. Важно составлять фразы так, чтобы окончательное слово было однозначным. Каждый ребенок отвечает по очереди. Ответы должны быть быстрыми. Если ребенок долго думает, право отвечать переходит следующему игроку. Вот несколько примеров фраз:

  • На ветке чирикает маленький… воробей;
  • Из куриного яйца вылупился… цыпленок;
  • На грядке вырос длинный и зеленый… огурец;
  • В аквариуме плавает золотая… рыбка.

Заверши предложение

Времена года

Игра расширяет представления о сезонах года, развивает восприятие на слух и скорость мышления.

Дошкольники рассаживаются на лавочке. Педагог зачитывает отрывки из художественных произведений, описывающие определенный сезон года без его прямого указания. Затем спрашивает, в какое время года происходят указанные в тексте природные явления и процессы.

Предметы для разных профессий

Игра закрепляет представление о том, что специалист каждой профессии нуждается в определенном наборе инструментов, приспособлений, материалов. Для занятия нужно сделать разделенный на сектора круг. В каждом секторе должно быть изображение предметов, необходимых для разных видов работ. Круг должен быть оснащен подвижной стрелкой.

Воспитатель спрашивает у дошкольника, какой предмет обязательно должен быть, например, у повара. Ребенок подвигает стрелку на соответствующее изображение.

Предметы для разных профессий

Определи по запаху

Игра знакомит с одним из видов сенсорного восприятия — обонянием. Для занятия нужно подготовить предметы и пищевые продукты с узнаваемым интенсивным запахом, но не токсичным, не неприятным. Например, лук, мята, лимон, мыло, кофе.

Игровая задача — определить, что так пахнет, съедобное это или несъедобное, сказать, приятен или неприятен запах.

Возможно или невозможно

Для игры, развивающей мышление и скорость физической реакции, необходим мяч. Дети выстраиваются в ряд. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку по очереди, произносит фразу. Игрок, поймавший мяч, должен ответить, бывает так или нет. Например:

  • Гололед зимой… бывает;
  • Листопад весной… не бывает;
  • Ледоход осенью… не бывает;
  • Снегопад летом… не бывает;
  • Цветение деревьев весной… бывает.

Чей листок?

Игра расширяет знания о деревьях, учит определять вид растения по форме и размеру листьев. Занятие следует проводить осенью на прогулке, в период листопада.

Педагог собирает опавшие листья с разных деревьев и кустарников. Затем демонстрирует собранный материал воспитанникам.  Дети должны сказать, с какого растения упал лист.

Чей листок?

Назови действия

Игра учит подбору глаголов по смыслу фразы. Воспитатель спрашивает, что можно сделать с определенным объектом или что он сам может делать, дети перечисляют возможные действия. За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Побеждает ребенок, у которого в конце игры оказалось наибольшее количество фишек.

Вот несколько примеров:

  • Что можно сделать с растением? — полить, сорвать, подрезать, удобрить, посадить;
  • Что делает повар? — варит, жарит, нарезает, кипятит, перемешивает, шинкует;
  • Чем занимается школьник на уроке? — пишет, читает, учит, мастерит, считает.

Что таким бывает?

Дидактическая игра для дошкольников 3 лет учит классификации предметов по окраске, форме, материалу изготовления и прочим качественным характеристикам.

Педагог спрашивает, что таким бывает. Дети перечисляют возможные объекты. Побеждает игрок, получивший наибольшее количество фишек за правильные ответы. Вот несколько примеров:

  • Что бывает желтым? — солнце, одуванчик, одежда, дыня, цыпленок;
  • Что бывает извилистым? — река, цепь, веревка, дорога, тропинка;
  • Что бывает сыпучим? — песок, сахар, крупа, порошок.

Что вредно и полезно?

Игра систематизирует детские представления о пищевых продуктах, учит дифференциации по признаку полезности и вредности, способствует пониманию важности заботы о здоровье. Для занятия нужны два обруча: красный и зеленый. Также необходимо распечатать карточки, изображающие пищевые продукты.

Перед игрой педагог рассказывает дошкольникам о важности правильного питания для сохранения здоровья. Затем предлагает воспитанникам распределить картинки продуктов по обручам: в красный вредные, в зеленый полезные.

Полезно или вредно

Грибники

Игра закрепляет представление о съедобных и ядовитых грибах, учит их различению по внешним особенностям. Для занятия нужны реалистичные изображения грибов нашего леса.

Педагог раздает ребятам корзинки, раскладывает изображения грибов в разных частях игровой площадки. Затем предлагает воспитанникам отправиться в лес, представить себя грибниками. Ребята, прохаживаясь по игровой площадке, собирают в корзины съедобные грибы, а ядовитые оставляют.

Имена

Игра развивает скорость реакции, концентрацию внимания, чувство ритма.

Ребята рассаживаются в круг. Педагог, хлопая в ладоши, формирует определенный темп, который сначала должен быть небыстрым. Под эти хлопанья в ладоши дети должны поочередно называть свои имена. Важно, чтобы называние имени совпадало с моментом совершения хлопка. Постепенно педагог ускоряет темп хлопаний, ребята тоже ускоряются.

Определи по звучанию

Игра закрепляет знания о музыкальных инструментах, формирует представление об ушах как органах слухового восприятия.

Воспитатель прячется за ширмой с разными музыкальными инструментами. Затем начинает играть на каком-либо инструменте. Дети должны догадаться по издаваемой мелодии, что это звучит. После этого этапа игры необходимо провести с дошкольниками беседу о том, какой орган слуха помог им услышать музыкальные инструменты.

Назови лишнее животное

Игра расширяет представление о разнообразии животного мира, учит концентрировать внимание, логически мыслить. Для работы нужны карточки, изображающие разные виды млекопитающих, рыб, птиц, насекомых.

Воспитатель раскладывает перед ребятами по четыре картинки. Дети должны отыскать лишнее изображение. Вот несколько примеров:

  • краб, оса, акула, осьминог;
  • медведь, тигр, кролик, волк;
  • лошадь, овца, корова, олень;
  • бабочка, мышь, шмель, гусеница.

Назови лишнее животное

Распорядок дня

Важно использовать дидактические игры для детей 3 лет, знакомящие с распорядком дня, правилами гигиены и ухода за собой. Для игры нужны сюжетные карточки, изображающие действия ребенка в определенные часы дня.

Воспитатель раскладывает изображения в беспорядке. Затем просит воспитанников положить карточки в ряд в правильном порядке. В процессе раскладывания изображений дети должны комментировать свою работу, рассказывать о важности зарядки, умывания, завтрака и прочих действий.

Одень куклу на прогулку

Игра учит одеваться соответственно сезону года, правильно подбирать предметы гардероба. У детей формируется представление о том, что физическое здоровье во многом зависит от выбранной одежды, которая не позволяет замерзнуть или перегреться.

Воспитатель ставит перед ребятами куклу Дашу, рассказывает, что она хочет выйти на прогулку, но не знает, как одеться. Дошкольники должны подобрать для куклы зимний, весенний, летний и осенний наряд.

Одень куклу на прогулку

Сделай кукле прическу

Игра, предназначенная для девочек, учит навыку ухода за волосами. Мальчики тоже при желании могут принять участие. В ходе игры дети должны усвоить понятия «опрятность», «аккуратный внешний вид». Для занятия нужны расчески, резиночки, ленты, заколки.

Педагог усаживает перед каждой девочкой куклу с длинными волосами, предлагает расчесать ее, сделать красивую и оригинальную прическу.

Вымой куклу

Игра закрепляет представление о гигиенических правилах и принадлежностях. Для занятия нужны предметы гигиены.

Воспитатель раздает ребятам кукол и одинаковые комплекты гигиенических принадлежностей. Дети должны вымыть свою куклу. Побеждает игрок, не только быстрее товарищей справившийся с заданием, но и сделавший все правильно.

Опасные ситуации

С помощью игры дети знакомятся с возможными чрезвычайными ситуациями в бытовых условиях, усваивают правила безопасного поведения дома. Для работы нужны сюжетные карточки, изображающие опасные ситуации с участием детей.

Воспитатель раскладывает карточки на столе лицевой стороной вниз. Затем просит игрока взять любую карточку. Ребенок внимательно рассматривает изображенный сюжет, объясняет ситуацию и то, как ее исправить.