Каталог ознакомительных и развивающих дидактических игр по теме «Инструменты»

Дидактическая игра «Инструменты» – средство знакомства дошкольников с инструментарием, расширение индивидуального словаря по представленной теме. В процессе игры у детей формируется представление о размерах и цветах, развиваются творческие и мыслительные способности, слуховое восприятие, моторика пальцев рук. Желательно предварительно рассказать, что существуют группы музыкальных инструментов, строительных и бытовых, объяснить их назначение, из каких материалов они состоят.

Подсчитай

Игра учит согласовывать существительные с числительными. Ведущий произносит фразу, а дети говорят аналогичное предложение, только с употреблением числительных 3 и 5. Например:

  • одна острая иголка – три острых иголки, пять острых иголок;
  • один дедушкин напильник – три дедушкиных напильника, пять дедушкиных напильников;
  • одно новое сверло – три новых сверла, пять новых сверл;
  • один дверной ключ – три дверных ключа, пять дверных ключей;
  • одна папина дрель – три папиных дрели, пять папиных дрелей.

3 и 5

Что этим делают?

Ведущий называет инструмент, а игроки говорят, что им положено делать:

  • метлой – мести;
  • лопатой – копать;
  • паяльником – припаивать;
  • пилой – пилить;
  • ножницами – отрезать;
  • кистью – красить;
  • лейкой – поливать;
  • дрелью – сверлить;
  • граблями – сгребать;
  • секатором – стричь;
  • молотком – забивать;
  • иглой – шить;
  • щеткой – чистить;
  • малярным валиком – окрашивать;
  • косой – косить;
  • топором – рубить.

Карточки с инструментами для детей

Скажи ласковым словом

От названия инструмента необходимо образовать уменьшительно-ласкательную форму:

  • игла – иголочка;
  • замок – замочек;
  • гитара – гитарочка;
  • тяпка – тяпочка;
  • метла – метелочка;
  • скрипка – скрипочка;
  • молот – молоточек;
  • сверло – сверлышко;
  • пила – пилочка;
  • гайка – гаечка;
  • лопата – лопаточка;
  • ножницы – ножнички;
  • лом – ломик;
  • балалайка – балалаечка;
  • кисть – кисточка;
  • гвоздь – гвоздик.

Дидактическая игра Назови ласково инструменты

Оркестр

Расскажите детям, что в оркестре множество инструментов, и на каждом играет определенный музыкант. Дошкольники должны назвать профессии:

  • на флейте играет… флейтист;

Девушка с флейтой

  • на гармошке… гармонист;

Гармонисты

  • на гитаре… гитарист;

Гитарист

  • на виолончели… виолончелист;

Виолончелист

  • на баяне… баянист;

Баянист

  • на скрипке… скрипач;

Скрипач

  • на трубе… трубач;

Трубач

  • на пианино… пианист.

Пианист

Что этим делают?

Игра для подготовительной группы учит образовывать глаголы с разными приставками. Услышав название инструмента, дети перечисляют, что им можно делать:

  • граблями – грести, выгрести, сгрести, нагрести;
  • лопатой – копать, выкопать, закопать, откопать, накопать, перекопать;
  • ножницами – резать, нарезать, вырезать, перерезать, отрезать;
  • топором – рубить, вырубить, перерубить, отрубить, нарубить;
  • сверлом – сверлить, просверлить, высверлить;
  • пилой – пилить, выпилить, распилить;
  • кистью – красить, закрасить, перекрасить, выкрасить.

Что делают этим предметом

Назови лишнее слово

В ряду из 4-х названий инструментов нужно найти лишний предмет:

  • игла, нитки, сверло, наперсток;
  • рубанок, грабли, отвертка, ножовка;
  • тяпка, лопата, грабли, клещи;
  • валик, топор, кисть, шпатель;
  • ножницы, резак, дрель, нож.

Угадай инструмент

Ведущий составляет загадку, состоящую из следующих пунктов:

  • описание инструмента;
  • какой специалист им пользуется;
  • назначение предмета;
  • его форма и габариты;
  • материал изготовления.

Игроки пытаются отгадать, о чем идет речь.

Для примера: Этим инструментом пользуются музыканты, он есть в каждом оркестре, звучит тонко и печально. Изготавливают его из дерева, корпус красиво изогнут, к нему прикреплены струны, по которым нужно водить смычком для воспроизведения звуков. Ответ: скрипка.

Угадай профессию

Игра для средней группы развивает зрительное восприятие, логическое и творческое мышление.

Каждый игрок рисует инструмент, которым пользуется специалист конкретной профессии. Дети рассматривают рисунки друг друга, пытаются отгадать профессию.

Иголка

Это пальчиковая гимнастика. Вот текст для ее выполнения:

Шьет и штопает иголка, – дошкольники раскрывают левую ладонь, а правой рукой делают по ней «шьющие» движения;

Сильно-сильно пальчик колет.

Тут наперсток подоспел,

И на пальчик быстро сел! – дети делают движение, будто надевают наперсток на палец;

Пригрозил иголке: «Ай-ай-ай!

Колоть палец прекращай!» – дети грозят указательным пальцем.

Иголка

Работаем в саду

Педагог зачитывает воспитанникам рассказ, пропуская некоторые глаголы. А дети должны вставить в текст подходящие пропущенные слова:

Сегодня мы с семьей работаем в саду. Папа пришел с пилой. Он […] сухие ветви дерева. Мама взяла кисть и банку с краской. Она […] калитку. Дедушка вышел с косой. Он […] высокую траву. Бабушка взяла семена, чтобы […] их на грядки. А мы со страшим братом принесли доски, гвозди и молоток, чтобы […] скворечник. Наша семья хорошо поработала в саду, теперь там чистота и красота.

Столярная мастерская

Эта эстафета знакомит дошкольников с инструментами, которыми пользуется слесарь, расширяет индивидуальный словарь. Для игры подготовьте большие таблицы с названиями столярных инструментов и картинки, их изображающие. А также поставьте 4 столика.

Игроков разделите на 2 группы. Возле каждой группы поставьте столик, на который положите картинки. На другом конце игровой площадки поставьте два других столика на одинаковом расстоянии от первых столов. На них положите таблицы с названиями.

Игроки по очереди хватают картинки, бегут с ними к противоположным столикам, кладут изображение на соответствующее название. Выигрывает команда, которая не только быстрее соперников, но и наиболее правильно выполнит задание.

Гармонь

Для пальчикового занятия подготовьте схематичное изображение гармони. Попросите воспитанников «нарисовать» инструмент пальчиком по контурам: сначала провести вертикальные линии по мехам, затем ломанные горизонтальные, а в конце потыкать пальцем в кнопки гармошки.

Схематичное изображение гармони

Медведи-музыканты

Подготовьте картинки разных музыкальных инструментов 3-х размеров.

Расскажите воспитанникам, что семья медведей решила устроить концерт. Дети должны помочь медведям распределить инструменты: крупные – папе-медведю, средние – маме-медведице, маленькие – медвежонку.

3 музыкальных инструмента

Три медведя

Дидактическая игра «Музыкальные инструменты»

Для игры подготовьте разные музыкальные инструменты, известные дошкольникам. Спрятав их за ширмой, издавайте ими звуки. А дошкольники должны угадать, что это звучит.

Сыграй на пианино

Это пальчиковая гимнастика, для проведения которой подготовьте изображения пианинных клавиш, раздайте их воспитанникам. Включите музыкальную композицию, которую исполняет пианист. А дети должны под эту музыку двигать пальчиками по клавишам, будто играют.

Пианино

Колокольчики

Для проведения подвижной игры раздайте детям колокольчики. Включите музыкальное сопровождение, под которое игроки должны бегать, прыгать, танцевать, попутно звеня в колокольчик. Едва музыка прекратится, игроки должны остановиться, замереть, не издавая ни звука.

Барабанщики

Для игры подготовьте игрушечный барабан. Продемонстрируйте воспитанникам, что стучать по нему палочками можно с разной громкостью. Дети по очереди берут палочки, стучат ими по барабану в соответствии с командами «тише» и «громче».

Игрушечный барабан

Ксилофон

Для игры, развивающей слуховое восприятие, нужен ксилофон. Педагог зачитывает текст, а ребенок стучит палочками с разной скоростью и интенсивностью в зависимости от текстового содержания:

Палочки отправились на прогулку, они спускаются по ступенькам [дети медленно и равномерно стучат]. Палочки вышли во двор, порадовались хорошей погоде, побежали [движения палочками учащаются]. Они решили попрыгать через скакалку [высокие взмахи палочками и интенсивные стуки]. Тут солнышко закрыла хмурая туча, начался дождь. Он усилился [быстрые удары палочками по ксилофону]. Палочкам пришлось вернуться домой [быстрые, но равномерные движения].

Ксилофон