Картотека дидактических игр по требованиям ФГОС для дошкольников разного возраста

Картотека дидактических игр по ФГОС – сборник материалов для всестороннего развития дошкольников. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, занятия для старших детсадовцев имеют познавательную, коммуникативную, художественную, физическую, речевую направленность развития. Они способствуют психическому и социальному становлению личности, расширению кругозора, получению начальных знаний.

Цели дидактических игр по ФГОС

Дидактическая игра – эффективный элемент системы всестороннего личностного развития несовершеннолетнего. Игровой материал – важная часть в осуществлении задач ФГОС, так как содержит познавательную и образовательную составляющие.

Дидактические игры применимы для физического, интеллектуального, социального развития ребенка, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Их цели:

  • расширение кругозора, получение знаний об окружающем мире;
  • обретение навыков общения, продуктивного взаимодействия, нахождения взаимопонимания;
  • формирование социальной адекватности, умения правильно себя вести в разных ситуациях;
  • развитие воображения и творческих навыков;
  • расширение индивидуального словаря;
  • развитие речевых навыков, закрепление грамматических и лексических норм общения;
  • улучшение артикуляции, общая физическая тренировка;
  • развитие логического мышления, умения анализировать;
  • получение начальных математических, филологических, естественнонаучных знаний;
  • развитие концентрации внимания, скорости реакции, зрительного и слухового восприятия.

Дидактические игры в средней группе по ФГОС

В средней группе важно с помощью игр социализировать дошкольников, расширять их представления об окружающем мире. Нужно уделять внимание физическому и эмоциональному совершенствованию личности, развитию наблюдательности, умения концентрироваться, правильно и быстро реагировать на события и других людей.

Добрые волшебники

Для игры подготовьте «волшебную» палочку, украсьте ее красками или блестками. Воспитанники рассаживаются в круг. Расскажите, что палочка превращает каждого, кто ее возьмет, в доброго и дружелюбного человека.

В ходе игры дети по очереди берут палочку, называют сидящего рядом товарища приятным и ласковым прилагательным, затем передают ему «эстафету». Игра завершается, когда все участники получат положительные эпитеты.

Волшебная палочка

Испорченный телефон

В эту игру, развивающую слуховое внимание, играют уже многие поколения детей.

Дети садятся или становятся в ряд. Первый игрок шепчет на ухо второму некое слово. Второй шепчет третьему, и так далее. Последний в ряду игрок произносит услышанное слово вслух. Если оно совпадает со сказанным первым участником, значит, этап удался, игра продолжается. Если слово оказалось неправильным, все игроки, начиная с предпоследнего, говорят вслух, что им послышалось от предыдущего участника. Таким образом удается выяснить, кто «испорченный телефон», кто услышал слово неправильно. Виноватый становится последним в ряду.

Испорченный телефон

Что говорят животные?

Для познавательной игры нужен мяч. Постройте воспитанников в ряд, станьте напротив. Бросайте мяч каждому игроку по очереди, называя при этом любое животное. Задача поймавшего мяч – произнести звуки, издаваемые этим животным. Игра завершается, когда последний в ряду игрок правильно назовет звук.

Игру можно построить наоборот: произносить звуки, а дети пусть вспомнят, какое животное их издает.

Дети с мячом

На что похоже облако?

Если погода позволяет, выведите детей на прогулку. Пусть каждый ребенок выберет себе одно из облаков на небе. В пасмурный день используйте распечатанные на цветном принтере изображения разных облаков: кучевых, слоистых, перистых. Раздайте каждому ребенку по изображению. Задача воспитанников – внимательно рассмотреть свое облако, рассказать, на что оно похоже, на какое-нибудь животное или предмет.

Облака

Что это звучит?

Для дошкольников средней группы обязательно нужно организовывать музыкально-дидактические игры по ФГОС.

Для игры подготовьте знакомые дошкольникам музыкальные инструменты, предметы, способные издавать звуки, и непрозрачное полотно. Разложите собранный материал на столе, завесьте полотном, чтобы дети не могли его видеть. Издавайте звуки инструментами и предметами, а игроки должны догадаться, что звучит. Победителем становится давший наибольшее количество правильных ответов.

Музыкальные инструменты

Животные маршируют

Игра развивает чувство ритма, слуховое восприятие. Для ее проведения необходимо найти запись любого марша.

Под его звуки дети двигаются по кругу. Задавайте им команды двигаться как определенное животное. Например:

  • скажите «заяц» – дети прижимают руки к груди, прыгают;
  • «журавль» – ходят, высоко поднимая ноги;
  • «лошадь» – бьют ногой о пол, словно копытом;
  • «орел» – бегут, широко взмахивая руками;
  • «рак» – пятятся.

Дети двигаются по кругу

Угадай эмоцию

Станьте напротив детей. Изображайте посредством мимики разные эмоции: радость, печаль, удивление, испуг, обиду. Воспитанники должны догадаться, какое настроение на вашем лице.

Эмоции

Что пропало?

Игра развивает наблюдательность, концентрацию внимания. Для ее проведения подготовьте разные картины: пейзажи, портреты, натюрморты.

Дети должны внимательно рассмотреть картину, затем закрыть глаза. Закройте листком на скотче какую-либо деталь картины. Дети, открыв глаза, должны вспомнить, какая деталь скрыта.

Картины

Беспечные бабочки и мотыльки

Игроки делятся на «бабочек» – дневных насекомых, и «мотыльков» – ночных. Один ребенок становится «птицей». Одна часть игрового зала – место полета «бабочек», вторая – «мотыльков». Один из углов – «гнездо».

«Птица» становится в «гнездо». Остальные игроки стоят на своей части игрового зала. Когда ведущий произнесет «день», «бабочки» начинают бегать, танцевать. Когда ведущий скажет слово «ночь», «бабочки» должны замереть, двигаться начинают «мотыльки». Если кто-то из игроков пошевелится не в свое время, «птица» нападает на него, забирает в «гнездо». Побеждают «насекомые», которых «птица» не могла забрать.

Смешинка

Воспитанники рассаживаются в ряд на стульях. Ведущий выходит вперед, начинает корчить рожицы, рассказывать что-нибудь смешное. Его цель – рассмешить товарищей. А задача игроков – не рассмеяться, сохранить серьезное лицо. Тот, кто не выдержит, меняется с ведущим ролями.

Дети сидят на стульях

Дидактические игры по ФГОС в старшей группе

В старшей группе обязательны образовательные и познавательные игры, знакомство с природой, окружающими объектами, явлениями и свойствами предметов. Нельзя забывать о подвижных занятиях, общем физическом развитии. Важно продолжать знакомить дошкольников с эмоциями, нормами общения и социального взаимодействия, учить их продуктивной совместной работе, внятному выражению мыслей и построению беседы.

Большой секрет

Для групповой игры подготовьте коробочку, положите в нее мелкие предметы либо изображающие их карточки. Рассадите детей на расстоянии друг от друга.

Подходите по очереди к каждому игроку, предлагайте вытащить из коробки предмет, не заглядывая туда. Вытащенный предмет остается секретным, игрок не должен показывать его товарищам. Задача игроков – любым словесным способом разузнать, что это за секретная вещь. Можно:

  • задавать держателю предмета наводящие вопросы;
  • уговаривать, упрашивать игрока раскрыть секрет;
  • предложить подарок за раскрытие секрета;
  • предложить взамен раскрыть свою тайну.

Важно следить, чтобы игроки не обманывали друг друга. Игра завершается, когда последний игрок расскажет свой секрет. Если какой-то игрок заупрямится, откажется выдавать тайну, нужно мягко подтолкнуть его к изменению поведения, внушить важность быть открытым, дружелюбным, контактным.

Покажи слово

Игровая задача – посредством мимики и телодвижений изобразить заданное слово. Ведущий говорит, например, «медвежонок». Затем подзывает одного из игроков, просит изобразить сказанное. Далее произносит другое слово – «любит», вызывает второго участника, просит изобразить этот глагол. Остальные игроки хором произносят то, что изображают товарищи: «Медвежонок любит…». Дальше ведущий просит придумать третье слово, которым завершится фраза. Игроки называют разные варианты: мед, ягоды, спать, играть.

Сгруппируй предметы

Для игры подготовьте около 20-25 предметов, разложите на столе. Предложите воспитанникам разделить их на группы по качественным характеристикам:

  • большие;
  • маленькие;
  • деревянные;
  • пластиковые;
  • металлические;
  • съедобные;
  • несъедобные;
  • цветные;
  • прозрачные.

Сгруппируй предметы

Запомни местечко

Дети рассаживаются в разных местах игрового зала. Каждый игрок запоминает, где сидит. Для этого он может использовать ориентиры: находящиеся рядом предметы, игрушки, мебель, элементы интерьера.

Включите музыку. Игроки вскакивают с места, бегают по залу, танцуют. Когда музыка прерывается, дети должны вспомнить, где они сидели, занять свое место. На втором этапе игру можно усложнить: дети должны сесть не на прежнее место, а сдвинуться на несколько шагов по движению стрелки.

Говорящий портрет

Игра учит навыку связного рассказа. Для ее проведения подготовьте портреты, на которых изображенные люди выражают разные эмоции, находятся в разной обстановке. Предложите воспитанникам по очереди рассказать от имени изображенного персонажа о себе.

Портреты

Почта

Для игры нужен обычный конверт. Дети становятся в круг, выбирают одного из игроков «почтальоном», тот становится в центр. «Почтальон» дает конверт, например, Мише. Говорит: «Письмо идет от Мише Кате». Стоящие в круге дети быстро передают конверт друг другу, пока он не попадет в руки Кати. Задача «почтальона» – успеть выхватить «письмо», пока оно не дошло до «адресата». Когда ему это удается, «почтальоном» становится игрок, из рук которого конверт был выхвачен.

Конверт

Дидактические игры в подготовительной группе по ФГОС

В подготовительной группе дети готовятся к школе, поэтому важно подбирать образовательные игры, формирующие начальные школьные знания, развивающие интеллект, логику, память, речь, воображение.

Рассказ по картинкам

Подготовьте для игры сюжетные картинки, разложите их на столе по порядку. Одну карточку отложите, попросите ребенка внимательно рассмотреть ее. Задача играющего – правильно вставить картинку в ряд, чтобы не нарушить сюжет, затем составить по получившейся композиции рассказ.

Сюжетные картинки

Найди звук

Для игры сделайте карточки, изображающие разные объекты. Под изображениями находятся строчные таблички, как в «Поле Чудес», в которых количество квадратиков равно числу звуков в слове.

Предлагайте детям находить определенные звуки в словах. Игроки по очереди называют изображенный объект так, чтобы заданный звук четко слышался, затем закрашивают эту фонему в квадратике.

Геометрический мостик

Для игры вырежьте из картона крупные геометрические фигуры, по нескольку штук одинаковых. Разложите их на полу в произвольном порядке. Задача игрока – пройти из одного угла помещения в противоположный, двигаясь только по заданным фигурам, например, по треугольникам.

Игру можно усложнить, включив в градацию, помимо формы, цвет. Например, можно двигаться лишь по желтым квадратам.

Закончи фразу

Ведущий произносит начало фразы, дети по очереди продолжают:

  • днем светло, ночью…;
  • снег белый, трава…;
  • корова мычит, собака…;
  • сахар сладкий, лимон…;
  • весной листья зеленые, осенью…;
  • автомобиль едет, самолет…;
  • змея ползет, птица…;
  • днем обед, вечером…;
  • глазами смотрят, ушами…;
  • из ниток вяжут, из ткани…

Закончи предложение

Лишнее слово

Называйте ряд слов, а ребенок должен сказать, какое из них лишнее, аргументировать свое мнение:

  • платье, юбка, пальто, босоножки, свитер;
  • нарцисс, крапива, тюльпан, мак, роза;
  • корова, свинья, косуля, овца, лошадь;
  • оранжевый, синий, прозрачный, красный, фиолетовый;
  • шкаф, табурет, диван, комод, окно;
  • медведь, заяц, волк, лиса, рысь;
  • бежать, мчаться, думать, спешить, торопиться;
  • грустный, хмурый, печальный, угрюмый, радостный;
  • яблоко, апельсин, огурец, груша, персик.

Найди лишнее слово

Кто кем будет?

Называйте природный объект, а дети должны сказать, кем он станет в будущем. Например:

  • ягненок – овцой;
  • яйцо – цыпленком;
  • ребенок – взрослым;
  • гусеница – бабочкой;
  • бутон – цветком;
  • жеребенок – лошадью;
  • икра – рыбой;
  • желудь – дубом.

Назови одним словом

Произносите ряды слов, а дети должны называть объединяющее их понятие:

  • синица, утка, соловей, аист – птицы;
  • волк, медведь, лиса, куница – звери;
  • макароны, суп, котлета, салат – еда;
  • свекла, картофель, морковка, редис – корнеплоды;
  • огурец, томат, перец, баклажан – овощи;
  • сандалии, туфли, сапоги, ботинки – обувь;
  • береза, тополь, ель, осина – деревья.

Опиши внешность

Дети играют попарно. Каждый в паре изучает внешность товарища, затем оба поворачиваются спиной друг к другу. Ведущий задает игрокам по очереди вопросы касаемо внешности товарища. Например: «Какого цвета глаза?». Или: «Какого цвета пуговицы на рубашке». Проигрывает в паре тот, кто первым неправильно ответит на 3 вопроса.

Дети