Развивающая игра «Назови одним словом» для обучения детей классификации объектов
Дидактическая игра «Назови одним словом» предназначена для дошкольников старшей возрастной группы. Она помогает закрепить термины, являющиеся обобщающими для нескольких объектов, по нескольким темам: «Животный мир», «Растительный мир», «Транспорт», «Одежда», «Жилище» и прочим. Посредством игры ребенок учится размышлять, строить логические цепочки, объяснять мнение, классифицировать, у него расширяются кругозор и личный словарь.
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Играть можно с одним ребенком или группой воспитанников. Обучающее занятие подходит для дошкольников 5 лет и старше, можно его применять и в первом классе школы.
Цель дидактической игры «Назови одним словом» – закрепление навыка классификации объектов.
Задачи:
- формирование навыка классификации объектов окружающего мира;
- расширение индивидуального словаря сразу по нескольким темам;
- обучение умению размышлять, объяснять, объединять;
- расширение кругозора, развитие любознательности, интереса к игровой форме обучения;
- улучшение зрительного и слухового восприятия, памяти, речевых навыков;
- развития умения концентрировать внимание, логически мыслить, соображать;
- воспитание усидчивости, правильного поведения, умения продуктивно работать в коллективе.
Варианты игры
Самый простой вариант занятия – педагог демонстрирует карточку, а воспитанник называет иллюстрированный предмет. Например: «Кто здесь нарисован?» – «Ворона», «Ласточка», «Синица», «Журавль», «Снегирь», «Кукушка» – «Назови нарисованное одним словом?» – «Птицы». Или: «Что здесь нарисовано?» – «Боровик», «Лисички», «Опята», «Подосиновик», «Волнушка», «Груздь» – «А вместе это?» – «Грибы».
Для дидактической игры «Назови 1 словом» можно составить карточки по следующим категориям:
- домашние питомцы;
- лесные звери;
- птицы нашего края;
- насекомые;
- речные рыбы;
- морские обитатели;
- фрукты;
- цветы;
- съедобные грибы;
- овощи;
- ягоды;
- деревья;
- транспорт;
- детские игрушки;
- кухонная посуда;
- мебель;
- пищевые продукты;
- спортивные аксессуары;
- школьные принадлежности;
- гардероб;
- музыкальные инструменты;
- бытовые инструменты.
Можно организовать командную игру. Пусть воспитанники разделятся на две группы. Педагог в произвольном порядке показывает группам игроков карточки. Дети должны перечислить объекты, дать им общее наименование. Побеждает команда, у которой больше правильных ответов.
Играя с карточками, можно объединять предметы не только по общим свойствам, но и по окраске, съедобности или несъедобности, живому или неживому состоянию.
Еще можно сделать увлекательную игру-пазлы. Для нее необходимо вырезать картинки такой формы, чтобы изображения одной категории совмещались в единое полотно. Задача игроков – правильно составить пазлы, назвать изображенные предметы и объединяющее их понятие.
Интересное занятие для расширения кругозора и словарного запаса. Игра подойдёт для индивидуальных занятий и в коллективе.