Игра «Пирамидка» для формирования восприятия цветов и величин у младших дошкольников

Дидактическая игра «Собери пирамидку» – средство знакомства дошкольников младшей группы с основными понятиями величины объектов. Дети учатся сравнивать, видеть разницу между большим и маленьким, их индивидуальный словарь расширяется соответствующими терминами. Игра развивает внимательность, эмоциональную отзывчивость и приспособленность к коллективной деятельности, повышает познавательный интерес.

Дидактическая игра «Собери пирамидку»

Цель игры: формирование навыка упорядочивания объектов по величине.

Собери пирамидку

Для занятия необходимо подготовить игрушечные пирамидки разных размеров. Оптимальны изделия с 6-ю кольцами. Предварительно педагог должен побеседовать с воспитанниками об очередности складывания элементов игрушки. Важно объяснить детям, что у пирамидки есть начало и конец, что колечки располагаются в определенной последовательности: внизу самый крупный элемент, вверху самый мелкий.

Дети собирают пирамидку

Дидактическая игра «Собери пирамидку» в младшей группе выполняется в нескольких вариантах, различающихся сложностью:

  1. Педагог снимает кольца со штыря, перемешивает. Просит воспитанников собрать их сначала в прямом порядке, от крупного к мелкому, затем в обратном, от мелкого кольца к крупному.
  2. Воспитатель спрашивает детей, можно ли собрать кольца, закрыв глаза. Затем демонстрирует это сам. С помощью наводящих вопросов нужно привести детей к мысли, что игрушку несложно собрать на ощупь, ведь колечки имеют разный размер. В процессе построения пирамиды нужно всегда выбирать для надевания на штырь самое крупное кольцо из тех, что еще лежат на столе. Когда воспитанники уяснят информацию, пусть попробуют самостоятельно выполнить задание с закрытыми глазами. Игру можно сделать соревновательной, за каждый правильный сбор игрок получает фишку, в конце количество фишек подсчитывается.
  3. Для игры нужны две пирамиды разного размера. Дети по просьбе педагога называют, какая игрушка крупная, а какая маленькая. Затем снимают кольца с каждой. Воспитатель просит игроков надеть маленькие колечки на крупный штырь. Дети говорят, что у них не получается, и пытаются объяснить, почему. Далее игроки стараются надеть крупные кольца на мелкий стержень, и тоже ничего не получается. Педагог просит распределить кольца правильно, чтобы получились две пирамидки: крупные кольца на большой штырь, маленькие – на мелкий.

Складывание пирамидки

Дидактическая игра «Пирамидка»

Цель дидактической игры «Пирамидка» – развитие фонематического восприятия, формирование навыка дифференциации звуков.

Для игры необходимо подготовить игрушечные кубики разных колеров: красного, голубого, зеленого, желтого. Также нужны предметные изображения. Игра «Пирамидка» тоже проводится в нескольких вариациях:

  1. Педагог кладет на стол красные и желтые кубики, просит соорудить пирамидку. Когда игрок слышит звук «А», кладет красный кубик. Когда воспитатель произносит другие гласные, ребенок использует желтые кубики.
  2. Для игры нужны голубые и зеленые кубики. Когда игрок слышит твердую согласную фонему, выбирает для постройки голубой предмет, когда мягкую согласную – зеленый.
  3. Задание усложняется, педагог отбирает кубики 3-х цветов. Услышав гласную, игрок использует красный кубик, твердую согласную – голубой, мягкую – зеленый.
  4. Для этого варианта игры нужны картинки. Педагог демонстрирует их по очереди воспитанникам, просит назвать изображенный предмет, произнести первую букву сказанного слова. Если эта фонема – гласная, для построения пирамидки игрок берет красный кубик, если твердая согласная – голубой, если мягкая – зеленый.

Детские кубики

Игра может быть групповой и индивидуальной. Она замечательно подходит для совершенствования речевых навыков и познавательного интереса у дошкольников с дефектами в развитии.