«Третий лишний» – развивающая детская игра для расширения знаний об окружающем мире

Дидактическая игра «Третий лишний» предназначена для занятий с детсадовцами 3-5 лет. Занятие можно посвятить изучению любой темы, исходя из этого выбрать карточный материал: «Сад и огород», «Транспорт», «Одежда», «Птицы и животные» и прочее. В процессе игры дети учатся составлять группы объектов путем исключения лишнего, расширяют представления об окружающем мире.

Дидактическая игра «Третий лишний»

Играют детсадовцы средней группы. Для занятия необходимо подготовить соответствующие тематике карточки с изображениями объектов окружающего мира.

Цель дидактической игры «Третий лишний» – обучение умению группировать предметы по определенным качествам с исключением лишнего.

Задачи:

  • обучение навыку анализа, сравнения, обобщения, нахождения связей между объектами;
  • развитие образного мышления, способности логически мыслить;
  • активизация индивидуального словаря по определенным темам;
  • улучшение памяти, концентрации внимания;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие речевых способностей, обучение навыку изложения мыслей и построения диалогов.

Ход игры

Задание схоже с дидактической игрой «Четвертый лишний». Педагог раскладывает перед ребенком 3 карточки. Воспитанник, внимательно рассмотрев изображения, должен сказать, какая картинка неправильная. Занятие может быть и индивидуальным, и групповым, во втором случае воспитатель распределяет карточки между участниками, меняет их по мере выполнения задания.

Тематические примеры карточек:

  • корова, олень, [волк];
  • сосна, [земляника], береза;
  • овца, лошадь, [собака];
  • [горох], слива, яблоко;
  • огурец, [персик], помидор;
  • [соловей], ворона, воробей;
  • кукла, мяч, [табурет];
  • автобус, [самолет], автомобиль;
  • [шапка], платье, футболка;
  • одуванчик, ландыш, [черника].

Для детей старшей группы задание можно усложнить: не раздавать картинки, а произносить по 3 слова, чтобы игроки учились воспринимать информацию на слух.

Без использования карточек можно загадывать не только существительные, но и прилагательные. Например: «синий, желтый, печальный» или «соленый, веселый, сладкий».

Игра универсальна, подходит не только для детсадовских, но и для школьных занятий. В начальных классах ее можно использовать на уроках русского языка, окружающего мира. Например, на уроке языка школьники получают карточки, на которых написаны три слова или фразы. Задача – решить орфографическое задание, затем отметить лишнее слово.