«У медведя во бору» — веселая подвижная игра для общего развития детей

Игра «У медведя во бору» для детей — замечательное развлечение, положительно влияющее на эмоциональное и физическое здоровье. Это шумное и веселое занятие имеет давнее народное происхождение, оно развивает общительность, внимательность, участливость, речевое восприятие. Существуют два варианта игры, подходящих для разных возрастных категорий дошкольников.

Цель игры «У медведя во бору»

Цель — поддержание физической активности, совершенствование координации и двигательных способностей.

Задачи:

  • общее физическое развитие и оздоровление организма;
  • обучение навыку поочередного выполнения разных физических действий, быстрого изменения вида движений;
  • закрепление навыка реагирования на определенные словесные команды соответствующими действиями;
  • совершенствование ловкости, координации и скорости движений;
  • улучшение осанки и мышечной силы;
  • расширение кругозора и индивидуального тематического словаря;
  • формирование стойкого положительного восприятия народной культуры;
  • речевое развитие;
  • воспитание внимательности, сосредоточенности, настойчивости, коммуникабельности, честности, открытости;
  • социализация, улучшение психоэмоционального состояния;
  • развитие воображения.

Правила игры «У медведя во бору»

Для занятия необходимо подготовить карнавальный костюм медведя или хотя бы маску. Для объяснения игровых правил желательно рассказать детям историю, сюжет которой предваряет ход игры. Для занятия требуется довольно большой свободный участок, подойдет игровая площадка во дворе детского сада, спортивный зал.

Костюм медведя

Вот общее описание игры:

  1. На одном краю игровой площадки нужно начертить линию — это будет лесная опушка. На расстоянии примерно 50 см от нее следует изобразить круг — медвежью берлогу. На противоположном краю площадки за аналогичной линией нужно нарисовать дом для игроков.
  2. Один из игроков становится медведем, надевает соответствующий костюм. Остальные ребята отправляются на ту часть игровой площадки, что изображает лес, делают вид, будто собирают ягоды, при этом приговаривают соответствующий стишок.
  3. На последних словах стишка медведь просыпается, бросается на сборщиков даров леса.
  4. Чтобы поймать игрока, медведю достаточно к нему прикоснуться. Пойманный ребенок отправляется в медвежью берлогу.
  5. Игра завершается, когда берлога внутри своих границ будет вся заполнена пойманными игроками. На новом игровом этапе медведем становится другой ребенок.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Организуя игру, педагогу следует учитывать некоторые правила и рекомендации.

Чтобы увлечь дошкольников, возбудить интерес к игре при каждом очередном ее проведении, необходимо использовать зазывающие фразы, смешные и яркие. Желательно, чтобы зазывалки не повторялись из раза в раз. Второй фактор привлечения детского внимания — использование сказочного персонажа в соответствующем костюме, в данном случае медведя. Педагог должен предварительно поговорить с воспитанниками об этом лесном звере, его повадках, излюбленных лакомствах.

Рекомендуется привлекать дошколят к оформлению игровой площадки, пусть начертят линии, ограничивающие дом и лес, для имитации лесной чащи покроют очерченный участок травой, листвой, ветками. Дошкольникам постарше можно предложить придумать свой стишок. Педагог обязательно должен напомнить воспитанникам правила безопасного поведения во время участия в подвижной игре, особенно если игровая площадка асфальтированная или бетонная. Важно не просто рассказать дошколятам, как правильно и неправильно себя вести, двигаться, но и продемонстрировать это.

Далее нужно четко и понятно рассказать детям игровые правила. Игроки должны уяснить, что нужно ходить по всему участку, а не тесниться как можно дальше от медвежьей берлоги. Игрок, играющий медведя, должен запомнить, что выскакивать на опушку следует только после завершения прочтения стишка. Желательно во время игры использовать музыку как ориентир и средство поддержания соответствующего темпа действий.

В ходе игры педагог выступает контролером и подсказчиком. Он наблюдает за правильностью игрового процесса, корректирует неправильные действия, контролирует уровень физической нагрузки, поддерживает интерес воспитанников к игре. На первых занятиях, пока дети не до конца усвоили игровые правила, желательно, чтобы роль медведя играл педагог. Когда станет понятно, что ребята хорошо ориентируются в игре, роль лесного зверя можно отдать ребенку.

Иногда дошкольник, играющий медведя, стесняется нападать на товарищей, бегать за ними, рычать. В этом случае педагогу следует поддержать воспитанника, побегать за игроками вместе с ним, тоже порычать. Тогда ребенок поймет, что ничего стыдного в этом нет. Ребята могут дразнить, подзадоривать медведя, но педагог должен следить, чтобы воспитанники не говорили грубых и обидных слов.

Важна своевременность завершения игры. Нельзя допускать, чтобы ребята переутомились, иначе в следующий раз будет сложно вызвать у них интерес к игровому процессу. После игры у детей будет усиленное сердцебиение из-за физической нагрузки. Поэтому нужно попросить ребят больше не бегать, а спокойно посидеть или неторопливо пройтись по игровой площадке.

В конце игры педагог должен подвести итог, похвалить воспитанников за активное и увлеченное участие. Пусть ребята расскажут, понравилась ли им игра, что для них было самым интересным, а что показалось сложным.

Воспитатель хвалит детей

Далее приведем варианты подвижной музыкальной игры для дошкольников разных возрастных групп.

Младшая группа

Из реквизитов для игры с детьми 3–4-летнего возраста нужен только медвежий костюм. Дети считалкой или другим способом выбирают того, кто будет играть медведя.

Педагог включает музыкальное сопровождение. Игроки неторопливо, прогулочным шагом направляются в сторону леса. При этом проговаривают:

У медведя во бору

Ягоды, грибы беру!

Медведь простыл,

На печке застыл!

Слова игры «У медведя во бору» в последних двух строках могут быть иными:

Медведь зарычал,

На нас осерчал!

Когда игроки произнесут последнее слово, то есть «застыл» или «осерчал», медведь выскакивает из берлоги, бросается на непрошенных гостей. Пойманных ребят отправляет в берлогу.

Игра может развиваться по иному сценарию. Одного из пойманных детей лесной зверь может сделать своим братом, помощником. Тогда на следующем игровом этапе ребятам придется убегать уже от двух медведей.

Медвежонок в пещере

Средняя группа

Этот вариант игры подходит и для старшей возрастной группы, то есть вызовет интерес у дошкольников 5–7 лет. Для занятия потребуется больше реквизита, чем в вышеописанном варианте: медвежий костюм и два небольших мячика. Игровую площадку нужно разделить пополам, сделав участки, охраняемые двумя медведями.

На одной стороне каждого участка за линией, имитирующей дом, стоят игроки. На другой стороне находится лес, а перед ним — медвежья берлога. Ребята, выбранные быть медведями, садятся в берлоги — внутрь нарисованных кругов. Также нужно выбрать охотника, у которого вместо ружья будут мячики. Задача охотника — «выстреливать» в зверей мячами.

Игра проходит так:

  1. Игроки начинают неторопливое движение мимо спящих в берлоге зверей. Добравшись до леса, делают вид, что собирают ягоды, проговаривают стишок.
  2. Услышав последнее слово стишка, медведи выскакивают из берлог. Они гоняются за ребятами только на своем участке. Игроки могут бегать по обоим участкам.
  3. Игрок, не успевающий добежать до дома, может замереть. Замершего игрока медведь забрать в берлогу не может.
  4. Охотник пытается «выстрелить» в зверей. Если ему удается «убить» одного из хищников, второму приходится гоняться за игроками уже на двух участках.

Исходов игры может быть четыре: побеждает зверь, сумевший поймать большее количество игроков или так и не попавшийся охотнику, побеждает охотник, «убивший» обоих медведей, или ребята, сумевшие добраться до дома.

Подвижная игра У медведя во бору