Каталог предметных и сюжетных картинок овощей для детского сада

Картинки овощей для детей в детском саду — средство закрепления представлений об огородных культурах, познания окружающего мира. Ежегодно в детских садах проходят мероприятия на тему «Овощи», «Витамины», «Продукты питания». Для таких занятий необходимы яркие и реалистичные изображения огородных растений в разных форматах. Карточки с овощами могут использовать детсадовские педагоги, учителя начальной школы, логопеды и родители, стремящиеся расширить кругозор своего ребенка, развить его речевые навыки.

Назначение картинок овощей

Карточки, изображающие овощи, используются в развивающих играх и образовательных занятиях. С помощью этого наглядного материала:

  • закрепляются знания о разнообразии видов овощей, об особенностях их выращивания и ухода, о кулинарном применении и пользе для человеческого организма;
  • расширяются представления о правильном питании, важности включения растительной пищи в каждодневный рацион;
  • обогащается индивидуальный тематический словарь;
  • развиваются речевые способности;
  • формируется навык анализа, систематизации, сопоставления, обобщения информации.

Рекомендации по выбору картинок и проведению занятий

Чтобы дошкольники хорошо усваивали материал, важно правильно подобрать и использовать картинки овощей. Необходимо учитывать следующие рекомендации:

  1. Изображения овощей должны быть не просто яркими и красивыми, но реалистичными. То есть максимально приближенными к фотографическому образу, а не мультяшными или абстрактными.
  2. Для занятий необходимо подготовить и предметные, и сюжетные картинки. Использовать их нужно в равной степени регулярно. Овощи на предметных карточках должны быть изображены на нейтральном, лучше всего на белом фоне.
  3. Какие картинки использовать на занятиях, зависит от возраста детей. Чем младше возрастная дошкольная группа, тем меньше карточек следует брать для задания. Если для работы с дошколятами 3–4 лет достаточно 5 карточек, то для занятия с ребятами 5–7-летнего возраста желательно использовать 10–15 изображений. Должны использоваться картинки только знакомых детям определенного возраста растений.
  4. Нельзя сразу приступать к дидактическим играм и образовательным занятиям. Для начала дошколят нужно познакомить с иллюстративным материалом, рассказать о каждом овоще основную информацию. Пусть дети внимательно рассмотрят каждое изображение, зададут педагогу вопросы.

Виды картинок овощей

Для разных педагогических задач применяются определенные картинки овощей:

  • предметные карточки с обособленным изображением плодов;
  • широкоформатное изображение всех овощей вместе;
  • иллюстрации-срезы, показывающие, как растут овощные культуры, как выглядят надземные и подземные части растений;
  • сюжетные картинки, иллюстрирующие процесс выращивания растений на грядках, ухода за ними, сбора урожая;
  • иллюстрации блюд, напитков и зимних заготовок из овощей.

Картинки овощей по отдельности для детей цветные

Предметные карточки наиболее применимы в тематических занятиях. Это, прежде всего, отличные образцы внешнего вида огородных культур. Обычно предметные карточки используют в дидактических играх как раздаточный материал. С их помощью можно проводить математические и логопедические игры, например, на закрепление счета или развитие фонематического слуха.

Нужно рассказать детям о вьющихся и стелющихся овощных культурах, которые отличаются тем, что их надземные части представляют собой лозы — длинные, неспособные держать форму стебли. К вьющимся относятся горох, фасоль и прочие бобовые культуры, для тонких побегов которых требуется опорная конструкция. А к стелющимся видам, у которых сочные стебли лежат на земле, относятся огурцы, тыква, кабачки.

Непременно следует рассказать воспитанникам об овощных культурах, оказывающих лечебное действие. Это лук и чеснок. Дошколята наверняка и сами расскажут, что их родители добавляют эти пряные растения в пищу, чтобы предотвратить сезонные простудные заболевания. Также при беседе с ребятами важно объяснить, что лука полезными свойствами обладают не только луковицы, но и длинные тонкие листья, называемые перьями.

О капусте тоже следует рассказать подробнее. Важно объяснить воспитанникам, что она бывает не только белокочанной. Что в действительности видов капусты, используемых в кулинарных целях, множество. Поэтому в набор карточек должна входить не только белокочанная, но и пекинская, цветная, брюссельская, савойская капуста, кольраби, брокколи.

Широкоформатное изображение всех овощей

Плакат формата А2 представляет собой полный комплект изображений овощей. Он пригодится для многих дидактических игр, например, для знакомства с понятиями «справа», «слева», «сверху», «снизу», «над», «под». Педагог называет овощную культуру, а дети определяют, что находится рядом. Говорят, например: «Справа от кабачка находится морковь» или «сверху над огурцом находится баклажан». Важно добиться, чтобы дети не тыкали пальцами в плакат, а давали развернутый ответ.

Срезы овощных растений и их корневых систем

С помощью картинок-срезов дошкольники узнают, что существуют овощные культуры с подземным и надземным формированием плодов. К первым относятся свекла, морковь, редис, репа, картофель. Ко вторым, например, — томат, баклажан, перец. Можно даже организовать в детском саду выращивание рассады, чтобы воспитанники своими глазами проследили за тем, как развиваются разные овощи. Из подземных культур удобнее всего взять редис, из надземных — низкорослые томаты. Эти растения не требуют много места, хорошо развиваются в комнатных условиях.

Сюжетные картинки

В эту категорию входят изображения всех видов работ, производимых на огороде. С помощью картинок дошкольники узнают, как высаживают растения, как за ними ухаживают, поливают, пропалывают, как осенью собирают урожай. Важно познакомить ребят с основными инструментами и приспособлениями для огородных работ.

Картинки применения овощей в кулинарии

Эти картинки тоже важны как дидактический материал, они демонстрируют дошкольникам, что овощи очень часто используются для приготовления разных блюд, что они важны в кулинарии, без них не обходится практически ни один рецепт. Важно подчеркнуть, что овощи — не только вкусные, но и полезные ингредиенты, источники витаминов и минералов, особенно если их употреблять в свежем виде.

Для кулинарных картинок желательно использовать формат побольше, подойдет А4. В каталоге педагога обязательно должны быть изображения овощного супа в кастрюле, салата, томатного соуса, разнообразных вторых блюд, например, голубцов, рагу, картофельного пюре. Также нужно распечатать картинки разных овощных соков: морковного, томатного, свекольного.

Обязательно нужно сделать изображения домашних заготовок на зиму. Причем желательно наличие не только предметных картинок, изображающих маринованные огурцы, помидоры и прочие овощи в стеклянных банках, но сюжетных иллюстраций того, как люди заготавливают запасы на зиму, маринуют, засаливают.

Логопедические занятия

Благодаря иллюстративному материалу, возрастает эффективность занятий по речевому развитию. Дошколятам гораздо легче выполнять задания, запоминать полученную информацию, когда у них перед глазами соответствующая тематике иллюстрация. Предлагаем несколько популярных заданий для детского сада.

Назови признаки

Для занятия нужны предметные изображения овощей. Ребенок берет картинку, называет овощную культуру, затем перечисляет как можно больше ее признаков. Например, «морковь — оранжевая, длинная, треугольная, вытянутая, крупная, сладкая, хрустящая, твердая, мытая».

Придумай рассказ

Дети, ориентируясь на сюжетные изображения, должны придумать и рассказать историю о том, как они ухаживали за овощами на огороде летом, или как собирали урожай осенью. Задание может быть групповым или индивидуальным.

Опиши овощ

Для занятия нужно перевернуть предметные картинки лицевой стороной вниз. Ребенок берет одну из карточек, переворачивает ее, называет изображенное растение. Затем рассказывает о нем все, что знает, дает подробное описание.

Задай вопросы

Выбрав предметную картинку, ребенок придумывает как можно больше вопросов, связанных с изображенным овощем. Задача остальных ребят — ответить на эти вопросы. Желательно, чтобы вопросы не были примитивными. Поэтому педагогу, возможно, придется подсказывать воспитанникам. Например: «На какой предмет похож этот овощ очертаниями?» или «Вкусный ли получится из этого овоща сок?».

Дидактические игры

Вот несколько развивающих игр для дошкольников, посвященных теме «Овощи».

Мы стали поварами

Пусть воспитанники представят, что они повара на кухне. Каждый игрок берет три предметных карточки. Он должен рассказать, какие блюда планирует приготовить из имеющихся у него овощей. Например, ребенок взял картинки кабачка, картофеля и томата. Он говорит, что приготовит кабачковые оладьи, картофельное пюре и томатный сок.

Назови лишний овощ

Для занятия нужны предметные картинки. Педагог раскладывает по четыре карточки, из которых одна лишняя по определенному признаку. Например, редис, огурец, репа, морковь. В этой группе лишний огурец, потому что он дает надземные плоды, а не корнеплоды. Или, огурец, кабачок, помидор, горох. Здесь лишний помидор, потому что он красный, а остальные плоды зеленые. Или: капуста, помидор, картофель, морковь. Здесь лишний картофель, его нельзя употреблять в сыром виде. Игра непростая, требует логического мышления, поэтому подходит для старших дошкольников.

Четвертый лишний: овощи

Веселые овощи

Эта игра проводится в форме лото, позволяет закрепить в памяти названия и окраску разных овощей. Для занятия нужно подготовить четыре игровых поля, разделенных на прямоугольники, что размером соответствуют предметным карточкам. Секторы первого поля нужно заполнить картинками плодов, имеющих красную окраску. Во второй положить оранжевые овощи, в третий — желтые, в четвертый — зеленые.

Что пропало?

Педагог раскладывает несколько картинок. Игрок внимательно смотрит на изображения, запоминает их. Закрывает глаза, отворачивается. Воспитатель убирает какую-либо картинку. Открыв глаза, игрок должен вспомнить, какое изображение пропало.

Разрезные картинки овощей для детей

Детям нравится складывать пазлы, этот факт можно использовать для ознакомления с огородными культурами. Необходимо изготовить изображения разных огородных культур на плотной картонной основе, ламинировать для длительной эксплуатации, затем разрезать на несколько произвольных частей. Дошколята с удовольствием будут возиться с материалом, составлять и угадывать картинки.

Раскраски

Раскрашивать дети тоже очень любят, поэтому для развивающих занятий можно использовать и раскраски. После того как воспитанник разукрасит изображение, можно попросить его рассказать о получившемся овоще, составить короткую историю. Такое задание будет хорошим дополнением к занятиям по речевому развитию.

Дошкольникам старшей возрастной группы можно предложить устроить спектакль, актерами в котором будут они в образах овощей. Для этого разукрашенные изображения нужно вырезать, изготовить из них театральные маски.