Игровые методы развития мелкой моторики у дошкольников всех возрастных групп

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста — обязательный и крайне важный этап совершенствования физических способностей. Мероприятия по тренировке моторных функций рук и пальцев в дошкольном возрасте важны потому, что в этот период активно развиваются структурные части головного мозга, отвечающие за интеллектуальные и познавательные способности. Чтобы дошкольник начал быстрее говорить, требуются не только артикуляционные тренировки, но и совершенствование мелкой моторики.

Формирование представлений об окружающем мире невозможно без совершенного тактильного восприятия. Именно тактильным способом ребенок знакомится с предметными понятиями: формой, величиной, пространственным положением, текстурой. По степени развития моторики рук педагоги определяют, насколько в интеллектуальном плане ребенок готов к школьному обучению. Поэтому тренировать моторные способности рук у дошкольника нужно с самого раннего возраста и вплоть до поступления в школу.

Цели и задачи занятий по развитию моторики

Мелкая моторика — совокупные, координированные действия нервно-костно-мышечного аппарата, нередко с подключением зрительных органов, позволяющие совершать скрупулезные и точные движения частями конечностей. В категорию мелкой моторики входят разные движения: от простейших жестов, например, хватания предметов, до сложных и предельно точных действий, таких как письмо, вышивание, вязание.

Цель представленных в картотеке занятий — совершенствование моторных и координационных функций кистей и пальцев рук у дошкольников посредством разных видов игровой деятельности.

Задачи занятий:

  • тренировка умения осуществлять точные и направленные движения частями рук;
  • улучшение тактильного восприятия, усиление чувствительности нервных тканей рук;
  • тренировка навыка координирования действий рук и восприятия информации органами зрения;
  • стимулирование развития отделов головного мозга, отвечающих за интеллектуальные способности и умение воспринимать информацию;
  • психическое и личностное развитие, нормализация эмоционального состояния;
  • улучшение речевых и мыслительных способностей, коррекция звукопроизношения;
  • тренировка памяти, концентрации внимания, пространственной ориентации;
  • получение навыков, которые пригодятся в быту, в повседневной жизни;
  • тренировка рук перед школьным письмом;
  • творческое развитие, стимуляция воображения.

Занятия и игры по развитию мелкой моторики применяются как значимая часть педагогической деятельности во всех возрастных группах детского сада. Содержание и сложность этих занятий различаются в зависимости от возрастной категории дошкольников.

Развитие мелкой моторики у детей 2 лет

Для малышей следует выбирать упражнения, тренирующие мелкую моторику посредством неинтенсивных повторяющихся движений пальцами. Малышам быстро наскучат такие занятия, если их не проводить в игровой форме. Игры нормализуют психоэмоциональное состояние, развивают воображение, воспитывают коммуникабельность, умение работать в коллективе.

В 1-ой младшей группе детсада тренировка мелкой моторики включает пальчиковую гимнастику, работу с множеством мелких предметов, простое конструирование. Крайне важны занятия на совершенствование тактильного восприятия.

Работа с бумагой

Полезное занятие для моторики рук дошкольников раннего возраста — разрывание бумажных листов на клочки. Предлагать его можно малышам уже с 7–8-месячного возраста. Главное условие — бумага должна быть мягкой. Офисная не подойдет, у нее режущие края. Ребенок с интересом будет разрывать бумагу, щупать ее, комкать. А если бумага еще и цветная, то потом из нее при помощи педагога малыш может составить узорчатую аппликацию.

Работа с бумагой для детей

Листание книжных страниц

Когда ребенку исполнится год, можно показать ему, как листаются страницы. Чтение для малышей в этом возрасте еще не доступно, но вот яркие и красочные картинки дошколята разглядывают с большим интересом. Пусть малыш учится самостоятельно перелистывать страницы, не дожидаясь помощи взрослого, заодно это будет тренировка мелкой моторики.

Листание книжных страниц

Что спрятано в ладоши?

Это упражнение здорово тренирует мускулатуру кистей и пальцев. Для него нужно подготовить маленькие поролоновые куски, резиновые шарики либо другие предметы из легко сжимающихся и деформирующихся материалов, которые легко скрыть в детском кулачке.

Педагог раздает воспитанникам предметы. Объясняет, что эти маленькие вещицы необычные, они способны спрятаться в ладошке так, что их невозможно увидеть. Затем воспитатель предлагает ребятам проверить это на практике: положить предмет на ладонь, которую затем крепко сжать в кулачок.

Поролон

Футбол с шариками

Для игры необходимы шарики из металла или другого цельного материала. Они должны быть разной величины, но все небольшие, чтобы их можно было катать по столу. Также нужно поставить на стол коробку раскрытой стороной вбок — она будет импровизированными футбольными воротами.

Педагог кладет перед игроком несколько разноразмерных шариков. Коробка находится с противоположного края стола. Игровая задача — так направить шарик, чтобы он покатился в «ворота». На первых этапах игроку должен помогать педагог, затем малыш, поняв суть игры, справляется самостоятельно.

Футбол с шариками

Игры с пирамидкой

Хорошо развивают мелкую моторику игрушечные пирамидки. Первый раз взрослый показывает дошкольнику, как управляться с игрушкой, далее малыш справляется самостоятельно. Можно давать ребенку задания, например, собрать пирамидку из определенного количества колец или из колечек конкретных цветов.

Игра с пирамидкой

Сборка и разборка матрешки

У маленьких детей матрешка вызывает неподдельный интерес и изумление. Сначала взрослый показывает, как правильно раскрывать игрушку, доставать из нее матрешек поменьше, как собирать ее. Затем малыш занимается этим увлекательным делом самостоятельно.

Игра с матрешкой

Пальчиковая гимнастика

Так называются массажные упражнения для детских пальцев, положительно влияющие на развитие речи и интеллекта в раннем дошкольном возрасте. Работа с пальчиками производится под рифмованный текст, который по смысловому наполнению соответствует производимым действиям. Зачастую пальчиковая гимнастика проводится совместно с физкультминуткой, в этом случае тренируется и мелкая моторика, и все тело. Текстов для пальчиковых упражнений множество, найти их не затруднительно. К пальчиковой гимнастике относятся известные «Ладушки», «Сорока-ворона».

В педагогической практике пальчиковые упражнения используются много десятилетий, их эффективность для развития моторики доказана. Такая гимнастика рекомендована для дошколят младшей группы, но бывает полезна и интересна ребятам старшего дошкольного возраста. Она улучшает концентрацию внимания и координацию движений, тренирует согласованность речевых и двигательных процессов, вырабатывает грамотное звукопроизношение.

Пальчиковые упражнения занимают лишь 5 минут и, благодаря игровой форме, не вызывают у дошкольника скуки и утомления. Педагог может заниматься с ребенком индивидуально, но возможна и групповая форма таких занятий.

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики у детей 3 лет

Во 2-ой младшей группе для тренировки моторики рук рекомендуются пальчиковые упражнения, занятия с бусинами, прищепками, пуговицами, резинками и прочими мелкими предметами, выкладывание форм из кубиков и конструкторов. Дети с интересом завязывают шнуры, банты, узлы, сматывают и разматывают нитки, копаются пальчиками в сыпучих субстанциях, разыскивая спрятанные «секретики», лепят из пластичных материалов.

Рисование контуров по точкам

Дошколятам нравится соединять точки, чтобы получилось контурное изображение. Заготовки для занятий несложно найти в интернете, распечатать. Для развития мелкой моторики важно, чтобы в процессе рисования ребенок не отрывал карандаш или фломастер от бумаги, вел сплошную линию. Чтобы малышу было удобнее работать, взрослый придерживает бумажный лист.

Рисование по точкам

Раскраски

Действенный и проверенный метод совершенствования мелкой моторики — раскрашивание контурных иллюстраций в раскрасках. В процессе раскрашивания дошкольник учится правильно держать пальцами пишущий инструмент, нажимать на бумагу с оптимальной силой. Раскрашивание развивает мускулатуру рук, улучшает силу и скоординированность движений пальцев.

Чем больше на рисунке мелких элементов, чем извилистее линии контура, тем полезнее для моторики рук. На первых порах можно давать ребенку простые иллюстрации для тренировки, но постепенно сложность рисунков нужно повышать. Когда дошкольник набьет руку, можно предложить ему изображения с заковыристыми узорами, те же самые мандалы.

Раскраски

Игра в Золушку

Для игры нужен небольшой мешок, заполненный смесью разных круп, фасоли, гороха. Педагог просит ребят вспомнить, какую работу выполняла Золушка, когда мачеха оставила ее дома, а сама укатила на бал. Затем воспитатель предлагает детям помочь Золушке, разложить крупы и бобы по разным емкостям. Ребята с большим энтузиазмом перебирают содержимое мешка, таким образом развивая моторику пальчиков и тактильное восприятие.

По такому принципу можно организовать игру на развитие мелкой моторики с бисером, бусинами. Например, предложить воспитанникам сделать для куклы красивые бусы, но для этого нужно разделить бусины разных цветов.

Золушка

Игра с крышками

Для занятия нужны разные по величине и форме банки, бутылки, флаконы и прочие емкости с закручивающимися крышками. Емкости и крышки нужно разложить на столе отдельно друг от друга. Пусть ребята найдут для каждой емкости свою крышку. Для этого им придется примерять крышки, пытаться их закручивать. А это здорово развивает мелкую моторику и гибкость пальцев.

Разные по величине крышки

Игры в песочнице

Во время прогулки, когда дошколята возятся в песочнице, педагог может организовать игры с песком. Например, можно попросить малышей что-нибудь изобразить на песке пальчиком. Либо воспитатель может тайком зарыть в песок мелкие предметы, а дети должны их откопать руками, а не лопаткой.

Ребенок в песочнице

Солнышко

Для игры нужно изготовить картонное солнышко. Оно должно быть двусторонним: с одной стороны должно быть нарисовано веселое лицо, с другой стороны — печальное. Лучиков у солнышка быть не должно, вместо них нужно отдельно положить перед ребенком желтые бельевые прищепки.

Педагог поворачивает солнышко печальной стороной к ребенку. Рассказывает, что солнышко опечалилось, потому что растеряло лучи, поэтому небо стало хмурым, пасмурным. Чтобы солнышко снова весело засияло в небе, нужно вернуть ему лучики. Далее педагог демонстрирует, как правильно прицеплять прищепки к картонной основе. Когда дошкольник справится с задачей, воспитатель переворачивает солнышко веселой стороной.

Солнышко: веселое и грустное

Шнурование

Для работы нужны текстильные шнуры разной толщины, ленты, вязальные нити. Также нужно подготовить перфорированную основу из плотного картона, в отверстия которой дошкольник будет вдевать шнуры. Расположение отверстий может быть любым: произвольным или воспроизводящим узор. Можно даже сделать несколько картонок с разным расположением отверстий. Шнурки нужно использовать обувные, с твердыми металлическими или пластиковыми концами, чтобы малышу было проще шнуровать. Если используются нитки, то для их вдевания в отверстия нужна крупная швейная игла.

Сначала взрослый показывает, как правильно шнуровать. Затем ребенок пробует работать самостоятельно. Педагог может давать воспитаннику разные задания, постепенно их усложняя.

Шнуровки

Развитие мелкой моторики у детей 4 лет

Детям средней возрастной группы для развития моторики рук рекомендуются пальчиковые упражнения, в том числе мини-спектакли с использованием пальчиковых куколок и с созданием образов-теней, работа с конструкторами и счетными палочками, выкладывание пазлов, создание аппликаций из бумаги и пластилина, рисование.

Изобрази сказку

Эта игра не только совершенствует мелкую моторику, но и знакомит дошкольников с русскими народными сказками. Для занятия необходимо подготовить фоновые изображения сказок «Репка», «Колобок» и прочих, где чередуется большое количество персонажей. Отдельно нужно сделать изображения самих персонажей этих сказок.

Педагог кладет перед игроком фоновую картинку. Для сказки «Колобок», например, это лесная тропинка, по которой катился главный герой. Игровая задача — распределить картинки персонажей в соответствии с сюжетом произведения. В ходе раскладывания персонажей игрок должен вслух пересказывать сказочный сюжет.

Фоновое изображение сказки «Репка»

Фоновое изображение сказки «Колобок»

Персонажи сказок

Игры с кубиками

Педагог раскладывает перед воспитанником набор кубиков равной величины. Задача игрока — расположить кубики относительно друг друга так, чтобы получился определенный объект. Педагог задает объекты, но перед началом игры он должен показать малышу, как управляться с кубиками.

Дошкольник должен обязательно выложить «тропинку» — извилистую линию, «лавочку» — два кубика с дощечкой между ними, «забор» — линейно выложенные на ребра кубики, «стол» — положенную на один кубик дощечку. Остальные фигуры для развития моторики педагог придумывает сам, можно попросить ребенка сделать поезд, кресло, мост, стул, дом, башню.

Разноцветные кубики

Мозаика

Как и пазлы, это замечательное средство совершенствования моторики пальцев. Сначала воспитатель должен показать дошкольнику, как вставлять фигурки в ячейки мозаики. Затем педагог создает картинку-образец, по которой ребенок составляет аналогичное изображение. Первые образцы должны быть простыми, одноцветными, затем рисунок следует усложнять. Потренировавшись на образцах, дошкольник может сам придумать картинку.

Мозаика

Плетение

Этот вид рукоделия оказывает положительное влияние не только на мелкую моторику, но и на личностное развитие ребенка: воспитывает прилежность, аккуратность, терпеливость, трудолюбие, настойчивость — качества, которые пригодятся при обучении в школе. Плести дошкольник может, из чего пожелает. Подойдут ленты, толстые нитки, бумажные полоски, ивовые побеги, соломка, полотна ткани.

Плетение

Аппликации

Работа над аппликациями может быть самой разной. Дети могут вырезать картинки из журналов и открыток, затем составлять коллаж. Педагог должен следить, чтобы воспитанники аккуратно обращались с ножницами, не травмировали себя и товарищей. Если не хочется, чтобы ребята пользовались ножницами, можно предложить им отрывать разноцветные кусочки бумаги, затем наклеивать на предварительно нарисованный контур так, чтобы получилось цветное изображение.

Аппликации

Лепка из соленого теста

Дошкольников средней группы можно познакомить с интересным пластичным материалом, который может заменить пластилин в развитии мелкой моторики, — соленым тестом. Для его изготовления нужно соединить муку и мелкую пищевую соль в равной пропорции, добавить немного растительного масла. Воду нужно вливать в смесь понемногу, пока масса не обретет консистенцию теста. Хранить такое тесто для поделок можно на полке холодильника завернутым в целлофан.

Для начала пусть дошкольник попробует лепить из соленого теста простейшие фигурки: шарики, лепешки, цилиндрики, колечки. Затем задания нужно усложнять. Из множества одинаковых мелких фигурок, наклеиваемых на картонную основу, можно составить аппликацию. Причудливыми фигурами из соленого теста можно оклеить бутылки, банки, вазы, футляры.

Лепка из теста

Чтобы изделия из соленого теста затвердели, их нужно хорошенько пропечь в духовке. Затвердевшие фигурки можно склеивать меж собой, раскрашивать красками.

Развитие мелкой моторики у детей 5 лет

Детям старшей возрастной группы уже можно предлагать задания, требующие больших мышечных усилий, усложнения двигательной активности. Дошкольники уже могут работать с очень мелкими элементами неудобной формы или необычной текстуры. В этом возрасте важным становится повышение ловкости и подвижности пальцев, слаженности движений частей руки.

В старшей группе рекомендован массаж рук посредством специальных резиновых шипованных игрушек. Дети могут играть с нитками и шнурками, заниматься плетением и вышивкой, создавать сложные аппликации и украшения из необычных материалов. Игры для развития мелкой моторики могут быть использованы и для самообразования дошкольников. Например, конструкции из счетных палочек можно использовать, чтобы решать логические и математические задачи.

Штрихование

Это легкий, но в то же время продуктивный способ развития мелкой моторики, подготовки рук к школьному письму. С помощью штрихования дети развивают согласованность действий зрительных органов и нервно-мышечного аппарата рук, укрепляют мускулатуру кистей, совершенствуют координацию движений.

Для штрихового раскрашивания можно использовать любые контурные изображения. Можно приобрести раскраски. Штриховать можно любыми принадлежностями: простыми и цветными карандашами, ручками, фломастерами, мелками. Дошкольник должен освоить 4 типа штриховки: короткими и обильными штришками, длинными и параллельно направленными линиями, маленькими возвратными штрихами, по спирали от центра к краям круга. При работе ребенок не должен вылезать за контуры рисунка. Самые сложные штрихи — длинные и параллельные, к их выполнению дошкольник должен приступать на последнем этапе.

Сначала ребенку будет тяжело, он может жаловаться на дискомфорт в мышцах руки. Постепенно дошкольник втянется в творческий процесс. Чтобы детские руки не утомлялись, взрослый должен следить, чтобы малыш не давил сильно на пишущий инструмент. Можно предложить ребенку сделать жирные линии путем сильного надавливания, а затем легкие штрихи, сравнить результат.

Штрихование

Крупяные узоры

Чтобы сделать оригинальную узорчатую аппликацию, нужно покрыть картонный лист тонким пластилиновым слоем. Затем взрослый кладет перед дошкольником мисочки с разной крупой, показывает, как выкладывать на пластилиновый фон зерна так, чтобы получались красивые узоры. Чтобы крупа держалась на основе, ее нужно немного вдавливать пальцем в пластилин.

Крупяные узоры

Запомни рисунок

Для тренировки моторики рук нужны разноразмерные палочки. Педагог выкладывает палочками изображение, затем закрывает его полотном. Ребенок должен, внимательно рассмотрев рисунок за ограниченное время, повторить его по памяти. Когда дошкольник выполнит задание, педагог открывает свое изображение, сверяет его с детским. Если ребенок уже имеет некоторые математические знания, пускай подчитает, из скольких палочек сделано изображение, какие геометрические формы он видит.

Сложи из счетных палочек по образцу

Съедобные бусы

Педагог предлагает сделать бусы для куклы из необычного материала. Для работы нужны сухие макароны разной формы с дырочками и длинная веревочка. Дошкольник тренирует мелкую моторику, нанизывая макаронины разных видов на веревку так, чтобы они красиво и правильно чередовались меж собой.

Макароны

Развитие мелкой моторики у детей 6 лет

Дошкольники подготовительной группы могут самостоятельно массировать свои ладоши посредством массажных игрушек. Детям этого возраста полезно играть с мелкими игрушками, состоящими из множества деталей, собирать пазлы и конструкторы. Уже можно работать с прописями. Из видов художественного творчества для мелкой моторики полезны аппликации, складывания бумажных фигурок, раскрашивания, папье-маше, плетение, создание на стене образов из теней.

Оригами

Старинное японское искусство складывания изящных фигурок из бумаги полезно для дошкольников, положительно влияет не только на мелкую моторику, но и на психоэмоциональное состояние. При организации занятий следует двигаться от простых вариантов к сложным. Сегодня найти в книжном магазине книгу, обучающую детей технике оригами, — не проблема.

Оригами

Вытинанки

Старинная белорусская техника прикладного творчества развивает моторику кистей рук, улучшает координацию движений и зрительное восприятие, тренирует концентрацию внимания, воспитывает аккуратность и усидчивость. Начинать нужно с простейшего: пусть дошколята вырежут в новогодние дни снежинки на окна детского сада. Постепенно задания нужно усложнять.

Вытинанки

Ниткография

Это интересная техника рисования посредством толстых нитей или шнурков. Рисунок можно создавать разными способами: скользя по бумаге окрашенными нитками, выкладывая нитями аппликации, делая штампы. Такая работа развивает творческое мышление и моторику рук, подготавливает мускулатуру кистей к школьному письму.

Ниткография