Игры «Слева-справа» для формирования пространственных представлений у дошкольников

Игра «Слева-справа» — средство совершенствования пространственной ориентации у дошкольников старшей возрастной группы. Занятие расширяет и систематизирует ранее обретенные знания. Дети получают навык ориентации в пространстве в реальных ситуациях.

Цель и варианты игры

Цель игры «Слева-справа» — улучшение пространственной ориентации, формирование понимания о положении реальных объектов в пространстве у старших дошкольников.

Существует несколько таких игр. Все они рассчитаны на игроков старшего дошкольного возраста, у которых уже формируются понятия «слева», «справа», «сзади», «впереди».

Мультяшные машинки

Первый вариант игры «Слева-справа»

Для занятия, предназначенного для групповой работы, необходимо подготовить разные игрушки, разложить их произвольно по краям игровой площадки. Достаточно 5–7 предметов.

Воспитанники рассаживаются в центре площадки в произвольном направлении. Педагог напоминает ребятам, где правая сторона, где левая. Дети по очереди поднимаются. Каждый игрок говорит, какие предметы находятся справа от него, а какие слева. Поскольку дети сидят в разных направлениях, то и игрушки они называют разные.

Игру можно усложнить. Педагог может попросить воспитанника повернуться так, чтобы определенная игрушка находилась с правой или с левой стороны от него.

Детские мягкие игрушки

Второй вариант

Занятие проводится в групповой и подгрупповой форме. Ребята становятся на игровой площадке. Расстояние между игроками должно быть примерно равным. Педагог просит воспитанников представить, будто они плывут на яхте или корабле. Затем начинает задавать каждому игроку вопросы. Например: «Саша, кто находится слева от тебя?», «Оля, кто стоит позади тебя?».

Далее педагог просит ребят повернуться в заданном направлении. И опять начинает задавать вопросы.

Дети

Третий вариант

Ребята рассаживаются на игровой площадке. Педагог просит каждого ребенка по очереди подняться, закрыть глаза. Затем воспитатель направляется в определенную сторону игровой площадки и, остановившись там, подает любой звуковой сигнал. Ребенок, стоящий с закрытыми глазами, должен сказать, с какой стороны от него послышался звук. Если воспитанник ответил правильно, то он становится водящим после педагога.

Дети с закрытыми глазами