Увлекательная техника рисования манкой для дошкольников всех возрастных групп

Рисование манной крупой — несложное и интересное занятие, которое нравится дошкольникам всех возрастов. Заниматься с ребенком может педагог в детсадовской группе и родитель в спокойной домашней обстановке. Занятия с манной крупой напоминают возню в песочнице, только доступны круглогодично. Рисовать манкой советуют не только педагоги, дефектологи, но и психологи, так как такое творчество нормализует психоэмоциональное состояние ребенка.

Цель и задачи рисования манкой

Цель занятий — ознакомление дошкольников с оригинальной техникой рисования, совершенствование художественных способностей и эстетического восприятия.

Задачи:

  • развитие навыка работы с разными художественными принадлежностями;
  • расширение представления о свойствах манной крупы как материала для творчества;
  • воспитание любознательности, интереса к изобразительному искусству, привитие желания заниматься творчеством;
  • развитие воображения, образного мышления;
  • улучшение мелкой моторики, речевых навыков;
  • познание окружающего мира.

Рисунок манкой пошагово

Польза рисования манкой

Нетрадиционное рисование манкой иначе называется манкографией. Немногие родители стараются увлечь ребенка оригинальными изобразительными техниками, а зря, поскольку они эффективнее красок и карандашей способствуют творческому, интеллектуальному и психическому развитию.

При рисовании манкой дошкольник усиленно тренирует моторику пальцев, что положительно влияет на интеллектуальные способности и развитие речи, поскольку за моторные и речевые функции отвечает один отдел головного мозга. Поэтому школьникам, которые в раннем возрасте увлекались нетрадиционными видами творчества, легко дается чтение и письмо.

Как любой вид творчества, рисование манной крупой здорово развивает воображение, воспитывает усидчивость, старательность, самостоятельность. В процессе творческой работы дошкольник получает море позитивных эмоций, избавляется от зажатости и нервного напряжения, обретает уверенность в художественных способностях.

Рисунки манкой

Манка — недорогое, безопасное для организма и окружающей среды средство изобразительного творчества. Ничего страшного не случится, если маленький ребенок в процессе рисования захочет попробовать крупу на вкус.

Дети

Подготовка к рисованию

Первым делом нужно выбрать для рисования плоскую фоновую основу. Оптимальный вариант — пластиковый или металлический поднос черного, синего или другого насыщенного цвета. Подойдет и контейнер, детский столик для еды. Светлая основа не рекомендуется, иначе манка будет плохо видна, рисунки получатся нечеткими. Можно взять прозрачный поднос, но прикрепить к его дну цветной картон. Важно, чтобы у основы были борта высотой несколько сантиметров, иначе в процессе рисования манка будет разлетаться по всему помещению.

Также для рисования могут пригодиться:

  • картонные и ватманские листы;
  • канцелярский клей;
  • кисточки разных форм и размеров;
  • карандаш и ластик;
  • стаканчик с водой;
  • соломинки для питья;
  • красящие материалы — разноцветные мелки, гуашевые краски;
  • закрепляющий материал — лак для укладки волос.

Все эти приспособления пригодятся позже, когда дошкольник освоит азы рисования манкой. А для первых занятий достаточно манной крупы и подноса.

Поднос или контейнер желательно зафиксировать на рабочем столе посредством клейкой ленты. Занятие с манкой желательно проводить в просторном помещении, где нет ворсистых напольных ковров, цветочных горшков, мелкого интерьерного декора, иначе проводить чистку после рисования будет очень сложно. Если не хочется после детских художеств долго пылесосить, можно подстелить под рабочий стол полиэтиленовую пленку.

Справившись с подготовкой к рисованию, остается высыпать манку на основу, чтобы она сплошным слоем 2–4 мм покрыла поверхность, и усадить ребенка за стол.

Рисование разноцветной манкой

Рисовать гораздо интереснее, когда манная крупа окрашенная. Нельзя окрашивать манку пигментами, требующими растворения водой, иначе вместо разноцветной крупы получится кашеобразная субстанция, с которой невозможно работать. Соединять пигменты и манку лучше на спиртовой основе, поскольку после окрашивания спирт улетучивается, и крупа остается сухой, пригодной для рисования.

Чтобы окрасить манку, действуйте так:

  1. Возьмите пищевые порошковые красители нужных колеров.
  2. Добавьте в них маленькую ложку спирта. Размешайте.
  3. Соедините пигментную массу с манкой. Тщательно перемешайте, чтобы окрашивание получилось равномерным.
  4. Крупу разложите на чистой бумаге. Оставьте высыхать.
  5. Если при высыхании манка слиплась в комки, пересыпьте ее в полиэтиленовый мешок, побейте пестиком.

Как покрасить манку

В качестве пигментов можно использовать простые аптечные средства: бриллиантовый зеленый или йодный раствор. Главное — не лить слишком много растворов, не разбавлять их большим количеством воды. Достаточно пары капель аптечного средства на пригоршню манки с дальнейшим тщательным размешиванием и просушиванием.

Если есть старые цветные карандаши, можно раздробить их грифели, соединить с манкой, затем интенсивно растереть смесь по горизонтальной поверхности, пока она не обретет однородный колер. Аналогично можно соединить крупу с раздробленными художественными мелками, только в этом случае манка окрасится в мягкие, блеклые оттенки.

Цветная манка

Техника рисования манкой

Перед началом рисования побеседуйте с ребенком о том, чем он будет заниматься. Нужно объяснить, что манка — не только аппетитная каша, но и замечательное средство для изобразительного творчества. Ребенок должен уяснить, что при работе с крупой важна аккуратность, нельзя рассыпать крупу, баловаться с ней.

Позвольте ребенку поиграть с манкой, пощупать ее, пересыпать с одной ладошки в другую. Так дошкольник познакомится с консистенцией крупы, ее сыпучестью. Далее попросите ребенка поставить на поверхности крупы отпечатки ладоней, поводить по ней пальцем. Благодаря этому, появится понимание, что так можно создавать самые разные контурные рисунки.

Для знакомства с материалом можно использовать вспомогательные предметы, например, мяч. Пусть ребенок покатает его по манке, глянет, какие следы остаются.

На следующем занятии можно приступать к рисованию объектов, для начала простых. Например, дом, дерево, ракета, цветок. Важно, чтобы дошкольник проговаривал свои действия вслух, что изображает.

Простые рисунки манкой

На дальнейших занятиях можно усложнить задачи. Пусть дошкольник попытается изобразить мультипликационного персонажа или члена семьи. Или расскажите ему увлекательную историю, пусть ребенок изобразит услышанный сюжет. Очень хорошая тренировка для обоих полушарий головного мозга — рисование одновременно обеими руками. А для совершенствования речевого дыхания рекомендуется создавать на поверхности манки узоры путем выдувания воздуха через соломинку.

Для старшего дошкольника рисование манкой может стать образовательным занятием. Пусть будущий первоклассник учится рисовать буквы, цифры, геометрические формы. Заодно проговаривает их, запоминает. С помощью рисования манной крупой можно знакомить дошкольника с базовыми математическими понятиями: «вверх и вниз», «право и лево», «один и много», «большой и маленький». Также старшему дошкольнику можно предложить порисовать по памяти. Пусть вспомнит, как выглядит какой-либо объект, попробует его изобразить.

При создании рисунков манкой можно использовать дополнительный декор: пуговицы, бисер, бобы, макаронные изделия разных форм, стекляшки, ракушки и многое другое. Например, изобразив рождественскую ель, дошкольник может для имитации гирлянд выложить на рисунок разноцветные бусины.

Елка

Рисование манкой в младшей группе

Младшим дошкольникам нужно предлагать рисовать на подносе пальчиком, поскольку в 2–3-летнем возрасте первостепенным является совершенствование моторики и тактильного восприятия.

Поначалу взрослый должен помогать, подсказывать ребенку. Можно даже начинать рисунок, затем просить, чтобы маленький художник его закончил. Например, изобразить тучку, затем попросить ребенка подрисовать падающие капли дождя или выглядывающее солнце. Или нарисовать сердцевину и стебель цветка, а ребенок должен подрисовать лепестки.

Рисование манкой в средней группе

Дошкольникам средней возрастной группы можно предложить работу посложнее, похожую на рисование солью. Для рисования потребуются, помимо крупы, картонная или плотная бумажная основа, ПВА-клей с кисточкой, карандаш. Основа должна быть темного, насыщенного цвета, если крупа не окрашена.

Изобразите на основе контуры рисунка. Затем попросите дошкольника аккуратно провести клеем по этим контурам. Желательно делать кисточкой полоску пошире, так рисунок будет выглядеть внушительнее. Далее ребенок берет крупу, покрывает ею весь картонный или бумажный лист, особенно тщательно смазанные клеем места. Когда клей высохнет, останется только приподнять лист, чтобы не приклеенная крупа посыпалась вниз. На бумаге останется рельефный контурный рисунок.

Таким методом получаются удачные изображения на зимнюю тематику: снежинки, снеговики, ели и домики в снегу.

Рисование манкой в старшей группе

Старших дошкольников можно познакомить с техникой многоцветного рисования по манке. Для занятия необходимо дополнительно подготовить клей, гуашевую краску и лак для фиксации волос. Акварель использовать нежелательно, иначе рисунок получится слишком расплывчатым.

Замажьте весь картонный лист клеем. Сразу обсыпьте крупой, оставьте высыхать. Когда заготовка высохнет, встряхните лист пару раз, чтобы на нем остались только приклеившиеся крупинки. Далее можно свободно рисовать на заготовке. Поскольку поверхность рельефная, рисунок получится похожим на выполненный по технологии мокрого листа, то есть контуры будут слегка размазанные. Таким способом получаются оригинальные пейзажи. Когда рисунок высохнет, для фиксации краски опрыскайте его лаком.

Рисование манкой в подготовительной группе

Детям подготовительной группы можно предложить шаблоны для рисования. Пусть ребенок сам выберет изображение и фоновую основу для него. Он должен положить шаблон на фон, замазать открытую часть клеем, поверх насыпать крупу. Можно предварительно смешать клей с гуашью, тогда насыпанная крупа, впитавшись в клеевую поверхность, обретет нужный цвет. Не дожидаясь высыхания клея, нужно аккуратно снять шаблон. Останется силуэтное изображение. Когда клей высохнет, рисунок можно дополнить, подрисовать нужные детали красками, фломастерами.