Дидактические игры на тему «Машины» для разностороннего развития дошкольников

Дидактическая игра «Машины» — средство знакомства дошкольников с автомобильным миром, разнообразием видов транспорта. Занятия на такую тему полезны не только для расширения кругозора, ознакомления с окружающим миром, но и для разностороннего детского развития. Представленные игры можно применять уже для дошкольников младшей возрастной группы, хотя старшим ребятам они тоже покажутся интересными.

Дидактическая игра «Собери машину»

Цель игры — знакомство с разнообразием видов машин, закрепление названий разного транспорта.

Задачи:

  • привитие интереса к конструкторской работе, моделированию;
  • расширение представлений о назначении транспортных средств, их узлов и агрегатов;
  • развитие творческих навыков, воображения;
  • улучшение мелкой моторики;
  • тренировка пространственного восприятия.

Для игры нужно подготовить двусторонние картонные листы разных цветов и ножницы. Из обычного картона необходимо предварительно вырезать шаблоны отдельных частей автомобилей разных видов и назначений: колеса, кузов, фары, окошки, дверцы и прочее.

Используя шаблонные формы, ребята вырезают из цветного картона разные машины: скорую помощь, грузовик, пожарный автомобиль, автобус и прочее. Важно, чтобы цвета профессиональных машин соответствовали реальным. Например, пожарная машина должна быть красной.

Собери скорую помощь из частей

Собери пожарную машину из частей

Собери машину из частей

Эта игра похожа на предыдущую по предназначению и организации. Ее цель — закрепление представлений о видах транспорта, формирование навыка составлять целый объект их частей. Игра улучшает мелкую моторику, воспитывает настойчивость и усидчивость.

Для игры нужно подготовить крупные изображения разных автомобилей. Все картинки необходимо произвольно разрезать. Игровая задача — собрать изображения из кусков. Составив картинку, дети должны сказать, какую машину видят, какое она имеет назначение, кто на ней передвигается, что на ней возят.

Пожарная машина

Полиция

Легковой автомобиль

Грузовик

Дидактическая игра «Поставь машину в гараж»

Цель этой игры — тренировка навыка распределения предметов по цвету, закрепление представления об основной палитре, улучшение мелкой моторики.

Для проведения игры следует изготовить из фетра, картона или любого другого удобного материала небольшие гаражи разного цвета для машин. Плоскостные фигурки машинок должны соответствовать размеру гаражей и быть аналогичных цветов. Их тоже можно вырезать из фетрового полотна или картона.

В начале игры педагог объясняет воспитанникам, что машинки, которые они видят на столе, целый день работали, разъезжали по городу, развозили людей и товары. Они так утомились, что не могут отыскать свои гаражи. Поэтому ребятам нужно им помочь. А распределить машины по гаражам очень просто, для этого нужно посмотреть на их окраску.

Ребята, поняв игровую задачу, начинают раскладывать машинки по гаражам в соответствии с окраской. Цвет автомобиля должен быть аналогичен цвету гаража. В конце игры педагог благодарит воспитанников от машинок, которые теперь могут отдохнуть и восстановить силы для новой работы.

Дидактическая игра «Поставь машину в гараж»

Подбери колесо машины

По предназначению эта игра похожа на предыдущую. Ее цель — обучение навыку сопоставления предметов по цветам и величинам.

Задачи:

  • формирование навыка подбора по определенным признакам;
  • тренировка умения подбирать цвета, закрепление представления об основной палитре;
  • развитие навыка сравнения объектов по размеру;
  • расширение представлений о круге как форме предметов, об особенностях передвижения круглых объектов;
  • улучшение мелкой моторики, визуального восприятия;
  • воспитание усидчивости, целеустремленности, прилежности, наблюдательности.

Подбери колесо машины по цвету

Для игры нужно подготовить силуэтные фигурки автомобилей и колес разного размера и цвета. Также нужны реальные колеса разной величины, можно открутить их от игрушечных машинок.

Педагог предлагает ребятам развести кукол по домам. А чтобы быстрее добраться до дома, нужно выяснить, какая машина едет быстрее. Воспитатель раздает ребятам колеса от игрушечных машинок, предлагает запустить их из одного угла помещения в другой. Пока колеса катятся, ребята наблюдают, какое окажется быстрее. Более быстрым оказывается самое крупное колесо. Поэтому везти кукол домой следует на самой большой машине.

Куклы добрались бы домой на собственных машинах, вот только вынуждены попросить помощи у ребят, потому что отправили свои автомобили в ремонт. Педагог предлагает воспитанникам помочь мастерам отремонтировать кукольные автомобили, затем раскладывает фигурки машин и колес на столе. Воспитатель наводит ребят на мысль, что у представленных машинок отделены колеса, а значит, их нужно вернуть на место. Но сделать это нужно правильно, учитывая окраску и размер автомобиля.

Педагог предлагает воспитанникам отыскать подходящие колеса для каждой машины. Ребята берут очередную фигурку машины, говорят, какого она цвета и размера, затем подбирают для нее колеса соответствующей величины и окраски.