Каталог дидактических игр на тему «Ягоды» для дошкольников

Дидактические игры на тему «Ягоды» — средства решения образовательных, развивающих, воспитательных задач. Игровая форма проведения занятий повышает усвояемость полученной дошкольником информации, делает процесс обучения и развития увлекательным и несложным.

Цель дидактической игры «Ягоды»

Цель представленных в каталоге игр — совершенствование речевых навыков, развитие лексического и грамматического строя речи, расширение кругозора, закрепление представлений о лесных и культурных ягодах.

Задачи:

  • расширение и активизация тематического индивидуального словаря;
  • закрепление навыка употребления в речи названий ягод;
  • формирование и расширение представлений о ягодах как растительных организмах, об их местах произрастания, съедобности, использовании человеком;
  • формирование навыка согласования частей речи;
  • совершенствование умения вести диалог, корректно общаться, поддерживать комфортный темп общения, грамотно и ясно отвечать на вопросы;
  • формирование навыка классификации объектов по определенным признакам;
  • развитие связной монологической и диалогической речи;
  • развитие памяти, умения анализировать, логически мыслить.

Дидактические игры «Ягоды» в средней группе

Предлагаем несколько дидактических игр для дошколят 4–5-летнего возраста.

Где растет?

Для групповой игры нужны макеты сада, огорода, болота и лесной поляны. Также нужно вырезать иллюстрации или сделать фетровые изображения окультуренных и диких ягод.

Дети по очереди выбирают изображение ягоды, называют ее, кратко описывают. Затем прицепляют картинку к правильному макету в зависимости от того, каким является растение: лесным, как, например, черника и костяника, болотным, как клюква, садовым, как облепиха и крыжовник, или огородным, как клубника. Некоторые ягодные растения, например, малина, могут быть окультуренными и дикими. Об этом нужно рассказать воспитанникам.

Карточки ягод для детей

Угадай ягодку

Педагог раздает воспитанникам изображения ягод. Ребята не должны показывать свою картинку товарищам. Каждый ребенок по очереди становится ведущим игроком. Дети задают ведущему наводящие вопросы о его ягодном растении. Игрок должен отвечать только словами «да» либо «нет». По его ответам дети пытаются выяснить, о какой ягоде идет речь.

Скажи ласково

Игра учит употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ребята становятся в круг или ряд. Педагог бросает первому ребенку мяч, называет любую ягоду. Игрок, бросив мяч обратно, должен произнести название этой же ягодной культуры в уменьшительно-ласкательной форме. Например:

  • малина — малинка;
  • земляника — земляничка;
  • черника — черничка.

Скажи ласково

Четвертый лишний

Воспитатель раскладывает перед ребятами четыре изображения плодов, один из которых лишний, относящийся к овощам среди фруктов или, наоборот, к фруктам среди овощей. Вот несколько примеров для игры:

  • клюква, персик, малина, ежевика;
  • виноград, крыжовник, яблоко, черника;
  • облепиха, слива, груша, абрикос.

Четвертый лишний

4 лишний

Сравни ягоды

Для игры нужны иллюстрации или фетровые образы ягод. Педагог раскладывает перед воспитанниками по два изображения, затем задает вопрос, подразумевающий сравнение. Дети должны развернуто ответить. Например, вопрос: «Какая ягода крупнее, клубника или черника?». Ребята должны ответить: «Клубника крупнее черники». Или: «Какая ягода слаще, клюква или малина?» — «Малина слаще клюквы».

Опиши ягодку

Для игры необходимы реалистичные изображения ягод.

Ребята садятся в кружок. Педагог вручает картинку первому ребенку. Тот называет прилагательное, характеризующее плод. Затем передает иллюстрацию следующему игроку, тот тоже называет признак. И так по очереди, чтобы получилась цепочка признаков, которые не должны повторяться. Например: клубника — красная, крупная, зрелая, ароматная, сладкая, сочная, мясистая.

Овощи, фрукты, ягоды

Для интерактивной игры нужно сделать слайды, на которых должны быть изображены вразнобой ягоды, фрукты и овощи. Также можно добавить другие объекты, например, цветы, и даже неприродные предметы.

Педагог открывает слайд. Дети вслух произносят, что на нем изображено. Воспитатель просит собрать виртуальную корзинку ягод. Ребята должны нажать на изображения ягодных культур, чтобы они отправились в корзину. А если нажать на другие объекты, они должны исчезать.

Дидактические игры «Ягоды» в старшей группе

Предлагаем несколько дидактических игр, подходящих для дошкольников старшей и подготовительной группы.

Закончи фразу

Для игры, предназначенной для активизации словаря глаголов, необходимы изображения леса с разными ягодными растениями.

Педагог начинает фразу. Воспитанники завершают ее, ориентируясь на представленное пейзажное изображение, используя разные глаголы. Вот несколько примеров для игры:

  • на ветке крупная малина… висит, зреет, поспевает;
  • дети в бору чернику… собирают, едят, ищут;
  • под летним солнцем земляника… созревает, поспевает, краснеет, наливается.

Сравни и договори

Педагог начинает фразу с использованием определения, а ребенок завершает ее противоположным по смыслу определением. Игра учит сравнивать объекты по разным признакам.

Вот несколько примеров:

  • облепиха светлая, а черника… темная;
  • клюква кислая, а малина… сладкая;
  • клубника крупная, а брусника… мелкая.

Закончи предложение

Ягодное варенье

Для игры, обучающей образованию прилагательных из существительных, необходимы вырезанные изображения ягод, а также картинки закаточных банок с этикетками 4-х цветов: красного, бордового, желтого и оранжевого.

Педагог предлагает воспитанникам побыть кулинарами. Пусть приготовят варенье. Для этого они должны распределить картинки ягод по банкам соответствующего цвета, при этом говоря, какое варенье у них получилось. Например, взяв изображение клубники, игрок кладет его на банку с красной этикеткой, при этом говорит: «Из клубники получается клубничное варенье».

Какое варенье в банке?

Грибы и ягоды

Для игры, расширяющей представление о дарах леса, необходимы карточки, изображающие съедобные и ядовитые ягоды и грибы.

Педагог объясняет воспитанникам, что в лесу много не только полезных, но и смертельно опасных плодов. Нужно знать, как они выглядят, чтобы ненароком не положить в корзину. В ходе игры педагог должен познакомить детей со следующими распространенными ядовитыми ягодами: вороний глаз, паслен, волчье лыко, ландыш, белладонна, жимолость, бузина, крушина, снежноягодник, бересклет. Из ядовитых грибов дошколята должны знать мухомор, бледную поганку, ложные опята и лисички, желчный гриб, свинушку.

Далее ребята должны вспомнить и перечислить, какие они знают съедобные ягоды и грибы, рассказать о правилах поведения в лесу и сбора лесных даров.

Съедобные и ядовитые грибы

Съедобные и ядовитые ягоды

Подсчитай ягоды

Игра учит согласованию существительных с числительными. Для работы нужны картинки, изображающие определенную ягоду и цифру рядом. Воспитатель демонстрирует ребенку картинку, предлагает сказать, сколько ягодок. Например, изображена черника и цифра 2. Дошкольник должен сказать: «Две черники». А если написана цифра 5, то фраза будет: «Пять черник».

Подсчитай ягоды

Хвастливые ягодки

Игра учит образованию превосходной степени прилагательных.

Педагог называет признак какой-либо ягоды, а игрок — превосходную степень этого слова. Например: «Малина сладкая» — «Сладчайшая», «Клюква кислая» — «Кислейшая».

По такому же принципу можно строить игру с образованием сравнительной степени прилагательных. Только фразы строятся иначе, например: «Малина сладкая, а клубника… еще слаще».

Узнай по описанию

Для игры нужны изображения ягод.

Сначала педагог рассматривает с ребятами все картинки. Дети называют виды ягодных растений. Затем педагог прячет изображения, начинает описывать какую-либо ягоду, не называя ее. По описанию воспитанники должны догадаться, о каком ягодном растении идет речь.