Каталог дидактических игр на тему «Ягоды» для дошкольников
Дидактические игры на тему «Ягоды» — средства решения образовательных, развивающих, воспитательных задач. Игровая форма проведения занятий повышает усвояемость полученной дошкольником информации, делает процесс обучения и развития увлекательным и несложным.
Цель дидактической игры «Ягоды»
Цель представленных в каталоге игр — совершенствование речевых навыков, развитие лексического и грамматического строя речи, расширение кругозора, закрепление представлений о лесных и культурных ягодах.
Задачи:
- расширение и активизация тематического индивидуального словаря;
- закрепление навыка употребления в речи названий ягод;
- формирование и расширение представлений о ягодах как растительных организмах, об их местах произрастания, съедобности, использовании человеком;
- формирование навыка согласования частей речи;
- совершенствование умения вести диалог, корректно общаться, поддерживать комфортный темп общения, грамотно и ясно отвечать на вопросы;
- формирование навыка классификации объектов по определенным признакам;
- развитие связной монологической и диалогической речи;
- развитие памяти, умения анализировать, логически мыслить.
Дидактические игры «Ягоды» в средней группе
Предлагаем несколько дидактических игр для дошколят 4–5-летнего возраста.
Где растет?
Для групповой игры нужны макеты сада, огорода, болота и лесной поляны. Также нужно вырезать иллюстрации или сделать фетровые изображения окультуренных и диких ягод.
Дети по очереди выбирают изображение ягоды, называют ее, кратко описывают. Затем прицепляют картинку к правильному макету в зависимости от того, каким является растение: лесным, как, например, черника и костяника, болотным, как клюква, садовым, как облепиха и крыжовник, или огородным, как клубника. Некоторые ягодные растения, например, малина, могут быть окультуренными и дикими. Об этом нужно рассказать воспитанникам.
Угадай ягодку
Педагог раздает воспитанникам изображения ягод. Ребята не должны показывать свою картинку товарищам. Каждый ребенок по очереди становится ведущим игроком. Дети задают ведущему наводящие вопросы о его ягодном растении. Игрок должен отвечать только словами «да» либо «нет». По его ответам дети пытаются выяснить, о какой ягоде идет речь.
Скажи ласково
Игра учит употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ребята становятся в круг или ряд. Педагог бросает первому ребенку мяч, называет любую ягоду. Игрок, бросив мяч обратно, должен произнести название этой же ягодной культуры в уменьшительно-ласкательной форме. Например:
- малина — малинка;
- земляника — земляничка;
- черника — черничка.
Четвертый лишний
Воспитатель раскладывает перед ребятами четыре изображения плодов, один из которых лишний, относящийся к овощам среди фруктов или, наоборот, к фруктам среди овощей. Вот несколько примеров для игры:
- клюква, персик, малина, ежевика;
- виноград, крыжовник, яблоко, черника;
- облепиха, слива, груша, абрикос.
Сравни ягоды
Для игры нужны иллюстрации или фетровые образы ягод. Педагог раскладывает перед воспитанниками по два изображения, затем задает вопрос, подразумевающий сравнение. Дети должны развернуто ответить. Например, вопрос: «Какая ягода крупнее, клубника или черника?». Ребята должны ответить: «Клубника крупнее черники». Или: «Какая ягода слаще, клюква или малина?» — «Малина слаще клюквы».
Опиши ягодку
Для игры необходимы реалистичные изображения ягод.
Ребята садятся в кружок. Педагог вручает картинку первому ребенку. Тот называет прилагательное, характеризующее плод. Затем передает иллюстрацию следующему игроку, тот тоже называет признак. И так по очереди, чтобы получилась цепочка признаков, которые не должны повторяться. Например: клубника — красная, крупная, зрелая, ароматная, сладкая, сочная, мясистая.
Овощи, фрукты, ягоды
Для интерактивной игры нужно сделать слайды, на которых должны быть изображены вразнобой ягоды, фрукты и овощи. Также можно добавить другие объекты, например, цветы, и даже неприродные предметы.
Педагог открывает слайд. Дети вслух произносят, что на нем изображено. Воспитатель просит собрать виртуальную корзинку ягод. Ребята должны нажать на изображения ягодных культур, чтобы они отправились в корзину. А если нажать на другие объекты, они должны исчезать.
Дидактические игры «Ягоды» в старшей группе
Предлагаем несколько дидактических игр, подходящих для дошкольников старшей и подготовительной группы.
Закончи фразу
Для игры, предназначенной для активизации словаря глаголов, необходимы изображения леса с разными ягодными растениями.
Педагог начинает фразу. Воспитанники завершают ее, ориентируясь на представленное пейзажное изображение, используя разные глаголы. Вот несколько примеров для игры:
- на ветке крупная малина… висит, зреет, поспевает;
- дети в бору чернику… собирают, едят, ищут;
- под летним солнцем земляника… созревает, поспевает, краснеет, наливается.
Сравни и договори
Педагог начинает фразу с использованием определения, а ребенок завершает ее противоположным по смыслу определением. Игра учит сравнивать объекты по разным признакам.
Вот несколько примеров:
- облепиха светлая, а черника… темная;
- клюква кислая, а малина… сладкая;
- клубника крупная, а брусника… мелкая.
Ягодное варенье
Для игры, обучающей образованию прилагательных из существительных, необходимы вырезанные изображения ягод, а также картинки закаточных банок с этикетками 4-х цветов: красного, бордового, желтого и оранжевого.
Педагог предлагает воспитанникам побыть кулинарами. Пусть приготовят варенье. Для этого они должны распределить картинки ягод по банкам соответствующего цвета, при этом говоря, какое варенье у них получилось. Например, взяв изображение клубники, игрок кладет его на банку с красной этикеткой, при этом говорит: «Из клубники получается клубничное варенье».
Грибы и ягоды
Для игры, расширяющей представление о дарах леса, необходимы карточки, изображающие съедобные и ядовитые ягоды и грибы.
Педагог объясняет воспитанникам, что в лесу много не только полезных, но и смертельно опасных плодов. Нужно знать, как они выглядят, чтобы ненароком не положить в корзину. В ходе игры педагог должен познакомить детей со следующими распространенными ядовитыми ягодами: вороний глаз, паслен, волчье лыко, ландыш, белладонна, жимолость, бузина, крушина, снежноягодник, бересклет. Из ядовитых грибов дошколята должны знать мухомор, бледную поганку, ложные опята и лисички, желчный гриб, свинушку.
Далее ребята должны вспомнить и перечислить, какие они знают съедобные ягоды и грибы, рассказать о правилах поведения в лесу и сбора лесных даров.
Подсчитай ягоды
Игра учит согласованию существительных с числительными. Для работы нужны картинки, изображающие определенную ягоду и цифру рядом. Воспитатель демонстрирует ребенку картинку, предлагает сказать, сколько ягодок. Например, изображена черника и цифра 2. Дошкольник должен сказать: «Две черники». А если написана цифра 5, то фраза будет: «Пять черник».
Хвастливые ягодки
Игра учит образованию превосходной степени прилагательных.
Педагог называет признак какой-либо ягоды, а игрок — превосходную степень этого слова. Например: «Малина сладкая» — «Сладчайшая», «Клюква кислая» — «Кислейшая».
По такому же принципу можно строить игру с образованием сравнительной степени прилагательных. Только фразы строятся иначе, например: «Малина сладкая, а клубника… еще слаще».
Узнай по описанию
Для игры нужны изображения ягод.
Сначала педагог рассматривает с ребятами все картинки. Дети называют виды ягодных растений. Затем педагог прячет изображения, начинает описывать какую-либо ягоду, не называя ее. По описанию воспитанники должны догадаться, о каком ягодном растении идет речь.
Уважаемые коллеги! Благодарю вас за замечательный материал по развитию речи дошкольников и младших школьников! Очень грамотно выстроена дидактическая система работы по теме «Ягоды»!