Варианты проведения подвижной игры «Самолеты» для детей разных дошкольных групп
Музыкально-подвижная игра «Самолеты» — средство общего физического развития детей. Игра подходит для дошкольников всех возрастных групп, проводится в спортивном зале или на игровой площадке детсадовского двора во время физкультурных занятий.
Содержание
Цель подвижной игры «Самолеты»
Игра может проводиться в разных вариациях: более простых для младших дошкольников и усложненных для старшей возрастной группы.
Цель занятия — общее физическое развитие посредством активной организованной деятельности, привитие стремления к здоровому образу жизни.
Игра выполняет образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
- развивает навык ориентировки в пространстве, резкого изменения направления во время движения;
- обучает действовать в соответствии с услышанными звуковыми сигналами;
- закрепляет знания о видах транспорта, их различиях;
- формирует навык анализа, нахождения сходств и различий, рассуждения;
- способствует ознакомлению с правилами и методами проведения подвижных игр;
- развивает ловкость, верткость, скорость и аккуратность движений;
- положительно влияет на память, мыслительные способности, концентрацию внимания;
- прививает стремление соблюдать дисциплину и установленные правила, успешно действовать в коллективе, дружелюбно и доброжелательно относиться к товарищам;
- воспитывает интерес к полезной физической деятельности, самостоятельность, ответственность, честность;
- формирует позитивный эмоциональный настрой.
Подвижная игра «Самолеты» для младшей группы
Ребята рассаживаются на стулья в ряд на одной стороне игровой площадки. Играть можно стоя, если игра проходит вне помещения на игровой площадке. Педагог, продемонстрировав воспитанникам игрушечный самолет, объясняет, что этот вид транспорта поднимается высоко в небо, летает с большой скоростью. Но, чтобы воздушный транспорт начал взлетать, должен заработать двигатель. Педагог начинает вращать кистями рук перед собой, приговаривая громко: «Р-р-р-р».
Далее воспитатель предлагает ребятам вообразить себя самолетами, «завести двигатели» аналогичным образом. Дети совершают руками те же вращательные движения. Педагог произносит: «Летим!». В следующее мгновение ребята расставляют руки в стороны, имитируя крылья самолета, вскакивают со стульев, начинают бегать по игровой площадке, стараясь не наталкиваться друг на друга. Важно, чтобы расставленные руки оставались прямыми, дети не должны сгибать их в локтях.
Педагог произносит: «Садимся!». Дошколята сразу бегут к стулья, рассаживаются. Либо, если игра проходит во дворе без стульев, садятся на корточки. Повторить игру следует 2–3 раза.
Важно, чтобы все действия, которые должны совершать дошкольники, педагог предварительно показывал на своем примере.
Подвижная игра «Самолеты» во второй младшей группе
Для ребят 2-ой младшей группы ход игры можно удлинить. Помимо вышеперечисленных действий, ребята совершают еще одно, уже после полета. Когда воспитатель скомандует садиться, дети рассаживаются по стульям. Педагог хвалит воспитанников, говорит, что они вовремя вернулись на аэродром, до того, как топливо израсходовалось. Но теперь пилотам нужно заправить самолеты, чтобы продолжить полеты.
Воспитатель показывает, как это делать: нужно расставить ноги на ширине плеч, положить одну кисть руки на другую, затем с усилием двигать руками от уровня диафрагмы вниз, словно бы что-то накачивая. При этом нужно глубоко и ровно дышать, приговаривая: «Ш-ш-ш-ш». Такое действие является отличной дыхательной гимнастикой.
Как и в первом случае, игра повторяется 2–3 раза.
Подвижная игра «Самолеты» в средней группе
В средней группе игру можно усложнить, сделать соревновательной. Для игры, помимо игрушечного самолета, потребуются две кегли разного цвета, например, желтая и зеленая. Ребята должны разделиться на две равные группы, на два звена самолетов. В каждом звене выбирается главный летчик — капитан.
Место, обозначенное на игровой площадке аэродромом, делится на 2 зоны: одна предназначена для желтого звена, вторая — для зеленого. Соответствующим образом в качестве ориентира расставляются кегли.
По сигналу педагога ребята начинают бегать по игровой площадке, растопырив руки, изображая самолеты. Когда воспитатель даст команду на посадку, ребята бегут к своим посадочным зонам. Побеждает команда, все участники которой первыми добрались до своей части аэродрома. Капитан этого звена получает импровизированный орден.
Игра повторяется несколько раз, после каждого этапа капитан победившего звена награждается. В конце подсчитывается количество орденов у каждой команды, определяется конечный победитель.
Старшая
В старшей и подготовительной возрастных группах рекомендуется перед игрой провести образовательную беседу. Для занятия нужны изображения разных видов общественного транспорта. Педагог и ребята обсуждают, ориентируясь на картинки, какие виды транспорта бывают (водный, воздушный, наземный, подземный), к какому виду относятся самолеты, как они передвигаются, чем отличаются от других видов транспортных средств, какой еще транспорт считается воздушным, как называется профессионал, управляющий самолетом.