«Художник» – игра для приобщения дошкольников к изобразительному искусству

Дидактическая игра «Художник» предназначена для детсадовцев средней возрастной группы, воспитывает у них интерес к изобразительному искусству. Занятие подходит и для домашнего досуга. Через игровую форму у детей быстрее развиваются творческие способности, возникает интерес к изобразительному творчеству.

Дидактическая игра «Художник»

В игру играют дошкольники 4-5-летнего возраста.

Цель дидактической игры «Художники» – воспитание интереса к художественному творчеству.

Посредством занятия дети:

  • учатся узнавать и использовать разные по форме и цвету средства изображения;
  • развивают художественные способности;
  • учатся правильно соотносить цвета с объектами;
  • получают интерес к творческой деятельности;
  • учатся вести диалог, продуктивно работать в коллективе.

Для занятия необходимо подготовить фигурки Дьенеша, а также нарисовать любую картину при помощи этих фигурок, обведя контуры карандашом.

Фигуры Дьенеша

Блоки Дьенеша: схемы

В начале игры педагог задает воспитанникам вопрос, знают ли они, кто такой художник. Если дети затрудняются с ответом, объясняет. Далее предлагает побыть художниками. Показывает воспитанникам картину, составленную из карандашных контуров фигурок, просит назвать, какие геометрические фигуры изображены.

Воспитатель спрашивает, чего не хватает в картине. Дети должны сказать, что изображение не раскрашено. Тогда педагог просит помочь ему раскрасить изображение, выкладывает на стол фигурки Дьенеша. Воспитанники подбирают подходящие по цвету и форме фигурки, ставят их на карандашные контуры. Педагог подсказывает, при необходимости корректирует действия.

Игра «Палитра»

Цель занятия – развитие художественных способностей, стимуляция эмоционального отклика на события. Играют дошкольники 4-6-летнего возраста.

Один из воспитанников выступает художником, получает палитру с 7-ю красками и кисть.

Смачивать краски не нужно, так как рисование будет мнимым.

Краски и кисти

Каждая краска означает определенную эмоцию:

  • красная – строгость;
  • оранжевая – раздражение;
  • желтая – радость;
  • зеленая – удивление;
  • синяя – задумчивость;
  • фиолетовая – жалость;
  • серая (или черная) – печаль.

Ребенок-художник «берет» кистью любую краску по собственному усмотрению, «наносит» на лицо стоящего напротив одногруппника. Тот должен телодвижениями и мимикой показать заданную эмоцию.

На первых занятиях лучше использовать две эмоции: радость и печаль. Постепенно расширять количество используемых цветов.

Желательно, чтобы на первом занятии художником выступил педагог. Когда дети поймут суть игры, могут играть самостоятельно.

Палитра

Игра «Определи жанр»

Цель занятия – формирование и расширение представления о разных жанрах изобразительного искусства: портрете, пейзаже, натюрморте.

Для игры необходимы распечатанные репродукции известных картин. Педагог рассказывает воспитанникам о жанрах живописи, затем раскладывает на столе репродукции, просит выбрать те, которые относятся к портрету (или к пейзажу, или к натюрморту).

«Составь натюрморт»

Цель игры – расширение представлений о жанре натюрморта, об изображаемых предметах, об особенностях составления композиции.

Для занятия требуются вырезанные изображения посуды, цветов, фруктов, ягод, грибов и прочих элементов, подходящих для составления натюрморта, а также предметов, не подходящих для этой цели.

Педагог смешивает картинки в кучу, просит выбрать те, из которых можно составить натюрморт. Из выбранных изображений дети составляют красивую картину.

«Составь пейзаж»

Игра аналогична предыдущей, только для составления используются изображения объектов живой (животные, птицы, деревья) и неживой (камни, реки, пески пустыни, горы и прочие) природы.

Цель занятия – формирование и расширение представлений о жанре пейзажа, об изображаемых элементах.

Педагог раскладывает на столе в хаотичном порядке картинки, просит игроков составить определенный пейзаж: осенний, летний, зимний, весенний, горный, лесной, речной, морской, пустынный.

«Угадай картину»

Игра проводится в форме беседы. Цель – обучение способности определять изображение по словесному описанию.

Для игры необходимо подготовить репродукции известных картин. Воспитатель в мелких подробностях описывает изображенное на репродукции. Игроки разглядывают вывешенные перед их глазами картины, пытаются выбрать ту, что соответствует описанию, объясняют выбор.